Автор: . Дата создания:

Все чаще среди подростков мерилом успешности и крутости становятся не спортивные рекорды и научные достижения, а лайки в интернете, то есть оценка пользователей сети. В борьбе за эфемерную известность молодые люди готовы идти на любые жертвы, в том числе рисковать жизнью…

Справка «ВВ»: Чтобы понять, о чем вообще пойдет речь, давайте разберем несколько терминов. YouTube – хостинг (сайт), где хранятся видео пользователей. Влог – сокращение от слова «видеоблог», влогер – человек, который ведет свой видеоблог, ютубер – владелец YouTube-канала. Лайфхак – полезный жизненный совет, лайфстайл – стиль ведения влога, где главный герой рассказывает о личной жизни, событиях и мероприятиях.

Смысл в чем?

«Ребята, давайте наберем 10 000 лайков, порадуем Валерку!» – слышу из компьютера приятный мужской голос, пока дочка смотрит что-то на YouTube. Заинтригованная, сажусь рядом и смотрю.

Валерка – желейный медведь, который говорит смешным голосом и чего только не вытворяет, в большинстве своем – крадет у «хозяина» еду. А приятный голос принадлежит ютуберу под ником «Познаватель». В видеороликах на YouTube он, помимо Валеркиных шалостей, показывает различные опыты: как сделать лизуна из мыла и клея, приготовить желейный арбуз и так далее.

С одной стороны, вроде как видео познавательные и даже с элементами развлечения. А с другой – ну полный бред! Особенно с точки зрения родителя, обеспокоенного воспитанием чада.

Что несут в себе такие видеоролики? В лучшем случае снятые на хорошую камеру, могут порадовать разве что яркой картинкой. Воспитательного элемента в них – полграмма, если не меньше. Но зато миллион лайков, то есть одобрений пользователей интернета, собирают в считанные часы. Что это, как не деградация сознания молодого (а иногда и немолодого) поколения!

Среди сверстников моей четвероклассницы достаточно много детей, кто уже создал свой канал на YouTube. Что они там выкладывают? Импровизированные кукольные постановки, разыгранные ребенком разными игрушками и на разные голоса. Так называемые приколы: обрызгать кошку водой или запустить ее в наполненную ванну, чтобы посмотреть, как она умеет плавать. Процесс и результаты популярной игры на компьютере.

И лишь единицы делятся сюжетами, где они делают что-то полезное, нужное: как радуют родителей или друзей приятными сюрпризами, как сами рисуют или обучаются основам художественной композиции, лепят или вырезают красивые поделки.

Словом, зачастую это обычное позерство и игра на публику. А видеоконтент в сети замусорен так основательно, что толковых уроков или мастер-классов для тех же подростков сложно отыскать...

В последнее время развелась тьма-тьмущая влогеров, которые ради накрутки лайков снимают такое, что просто волосы дыбом встают! Едят на спор нечто отвратительное, прыгают с мостов, заброшенных зданий, перелетают на скейтах или велосипедах через препятствия… Не все при этом остаются целы и невредимы.

Один из молодых гомельских ютуберов прославился тем, что поджег на себе одежду и бросился в фонтан. К счастью, все обошлось, парень не пострадал, но его заметила милиция и пригласила вместе с родителями для беседы. Как оказалось, мама влогера вообще была не в курсе таких небезопасных забав сына. Что ж, теперь и она посмотрит его ролики.

Поклонники и автографы

Одно из видео минских влогеров. Школьницы, у каждой из которых свой канал на YouTube, решили встретиться и пообщаться. Видео снимают на ходу и сидя в кафе, троллят друг друга и себя.

Например: «У меня карамельный латте. Наверное, это пафосно звучит – карамельный латте». Собравшись в парке, девочки много фотографируют и общаются, причем зачастую при помощи телефона. Поклонники молодых ютуберов берут у них автографы…

Зачастую создается впечатление кукушки и петуха из басни. «Я твоя большая фанатка, читаю тебя в Twitter, – говорит одна влогерша другой, – дай и мне автограф». И это для них – бесценный подарок. Что и говорить, если раньше, чтобы собрать толпу друзей, нужно было вынести во двор новый мяч или куклу, то теперь поклонники с разных концов города примчатся на встречу с тобой, только если у тебя есть влог и не меньше тысячи подписчиков.

Пообщавшись на эту тему со знакомыми учителями, пришла к выводу, что подавляющее большинство представителей юного поколения жаждут стать знаменитыми влогерами. Причины? Молодые видят это так.

Во-первых, круто. Одноклассники будут завидовать или стремиться дружить только с тобой. Во-вторых, в век глобализации интернета тебя могут не заметить как раз в обычной жизни, а раз ты есть в сети, то ты существуешь. В-третьих, это шанс, что тебя полюбят и станут узнавать на улице. То есть брать автографы, как в случае, описанном выше. Так это и есть нынешняя всеобъемлющая слава? Печально, стоит над этим призадуматься.

А герои кто?

Да, в Беларуси есть мегапопулярные у молодежи ютуберы, о чем взрослое поколение порой и не догадывается. А они смогли завоевать немалую детскую и юношескую аудиторию. Вот рейтинг популярности.

1. Влад А4, или Влад Бумага, более 1,8 млн подписчиков.

Самый популярный белорусский ютубер. 21-летний минчанин снимает ролики-челленджи, где показывает, как провел ночь в закрытых торговом центре, футбольной арене и прочих местах, а также в стиле лайфстайл: рассказывает о себе и показывает все, что придет на ум. Его называют самым вежливым ютубером, что само по себе для интернет-аудитории, практически привыкшей к мату, весьма в новинку. Этот влогер собирает толпы 10 – 14-летних фанатов на своих встречах.

2. Приятный Ильдар, более 1,3 млн подписчиков.

Снимает скетчи, видео с рассуждениями на различные темы. Довольно интересны его своеобразное реалити-шоу «Хочу работать», где ютубер пробует себя в разных профессиях: спасатель МЧС, дрессировщик носорога, грузчик мусоровоза и т. д. Во многих своих работах, особенно с элементами троллинга, Ильдар не сдержан на язык, а потому для детей такие видеоролики к просмотру не рекомендованы. Замечательный совет этого влогера: «Родители, следите за тем, что смотрят ваши дети в YouTube, серьезно!»

3. Дима Ермузевич, более 700 тысяч подписчиков.

Молодой гомельчанин с детства занимается танцами, и многие из его постов связаны как раз с этим хобби. Основные стили его влога – лайфхак и лайфстайл. Круг подписчиков – преимущественно школьники. Совет Димы для будущих ютуберов: «Если хотите снимать хорошее видео для YouTube, делайте то, что вам нравится, иначе зритель вам не поверит, и подписчиков не будет».

4. Юля Годунова, более 300 тысяч подписчиков.

Девушка с юмором делится с подписчиками своими мыслями, переживаниями. Дает много советов девчонкам и мальчишкам.

5. Олег Нестеров, более 280 тысяч подписчиков.

Брестчанин в отличие от перечисленных влогеров является представителем более старшего поколения, и его аудитория, соответственно, давно рассталась со школой. Его канал на YouTube – это лайфхаки по кузовным работам. Олег превратил свое хобби в еще более интересное занятие, и теперь делится с автолюбителями тем, что умеет делать сам.

Витебские влогеры в числе популярных замечены не были, как таковых у нас их вообще немного. Есть обзорные ролики об областном центре, как, например, у коренной витебчанки NadyaDi.

Или более ценный по информативной насыщенности влог Елены и Максима Федюковичей (молодая мама, напомним, представляла нашу страну в конкурсе «Миссис Мама YouTube» в 2016 году), где пара делится лайфхаками, начиная от подготовки к беременности и заканчивая уходом за ребенком.

Фото Дмитрия ОСИПОВА из архива "ВВ"

Не просмотром единым

Неужели влогеры снимают видео только для развлечения или из чистого энтузиазма? Оказывается, нет. Дело это может быть доходным. На заработок влияют содержание видеоролика, его длительность, количество подписчиков и просмотров, актуальность темы и партнерская реклама.

Хотя в большинстве случаев ютуберы о доходах не задумываются, для них влог – способ выразить себя, поделиться своим хобби, мыслями, поразить эпатажем, привлечь внимание.

Если ваш сын или дочь еще не просит помочь в съемке своего видео для YouTube, то он или она либо уже там, либо попросит об этом позже. Когда это случится, не отталкивайте своего ребенка, не отмахивайтесь от его просьбы.

Выслушайте,постарайтесь понять и направьте неуемную энергию чада в нужное русло, подкорректировав конечную цель начинающего влогера – не добиваться славы, а выражать себя и свой талант.

А вообще нужно дать понять ребенку, что гораздо важнее не лайки в интернете, а успехи в реальной жизни: в учебе, творчестве, спорте. В том, что поможет построить будущее.

Совет психолога

Николай Якушкин, заведующий медико-психологическим отделением Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии.

Молодежь и продвинутые взрослые живут в виртуальном мире, и это реальность нашего времени. К данному явлению можно попытаться адаптироваться и найти оптимальное решение в такой ситуации.

Не критикуйте прямо действие своих детей. Это вызовет непринятие и уход в себя. Поймите, какая потребность лежит в основе его действий. Быть как все, выделиться чем-то, быть принятым в этой среде, одиночество или что-то другое.

Постарайтесь с ребенком поговорить об этом, обсудить возможные варианты. Перестройте свою жизнь и поймите, что вы рискуете потерять доверие сына или дочери.

Если все же ваши дети настаивают на создании своего канала на YouTube, попробуйте снять видеоролик вместе, чтобы иметь возможность контролировать контент и лучше узнать предпочтения ребенка.

Фото Алеси ПУШНЯКОВОЙ.