Для меня уже стало доброй традицией отмечать Рождество Христово по православному календарю не за праздничным столом в кругу семьи, а более креативно: желать добра и счастья в наступившем году незнакомым людям. Вечером 7 января вместе с друзьями мы стараемся поднять себе и окружающим настроение с помощью незамысловатых песенок и стишков. В общем, колядуем, пытаясь подражать нашим дедам и прадедам.
Мы тоже умеем веселиться не хуже наших предков. Правда, как оказалось, такой настрой передается не всем витеблянам, которых мы навестили. Но об этом позже, а сейчас давайте коснемся вопроса подготовки к колядованию.
— Слишком они тяжелые для вечерних прогулок, — заупрямилась прима нашего «театра» на примерке. — Может, лучше лыжную палку изогнем?
Но портить спортинвентарь не пришлось: на армейскую кепку мы прилепили скотчем две верхушки для елок в форме свеч со звездами на конце. Маски тоже отложили в сторону, чтобы, не дай Бог, насмотревшись американских боевиков, незнакомцы не приняли нас за грабителей. Вместо этого добавили в образ козы немного новогодней мишуры и двинулись в путь, утешая себя тем, что в прежние времена колядующих везде встречали радушно, ведь это было залогом того, что очередной год принесет удачу и благополучие.
Прохожие на улице нас встречали действительно тепло. Наверное, потому, что сами были уже изрядно «тепленькими» в рождественский вечер. Один мужичок даже стал орать песню «В лесу родилась елочка…» и приставать к нашей козе. Пока подоспевшая супруга спасала ее от мужа, он, махая руками, повредил один из рогов. Так что к намеченной нами многоэтажке мы уже вели не козу, а единорога.
Звоним в домофон.
— Пришла Коляда, открывай ворота!
Повесили трубку. Пришлось трижды повторить «заклинание», прежде чем «сезам» открылся. Обход квартир начинаем с верхнего этажа. После нескольких молчаливых взглядов в глазок за очередной дверью все же щелкнул замок. Перед нами появился мужчина, побритый налысо.
— Мы к тебе, хозяин, с добрыми вестями: радуйся, земля, Сын Божий родился.
— И дальше что?
— Сеем, сеем, посеваем, с Колядою поздравляем, счастья, радости желаем. Кто нам даст пирога...
— Ребята, я не по этим делам, — прервал нас незнакомец и закрыл дверь.
Странное дело, но на этих словах большинство извинялось и ретировалось. Мы пробовали начинать и с «серебра», и просто с «пожелает нам добра» — эффект одинаковый. Максимум «Спасибо, до свидания». А в некоторых случаях нам откровенно грубили: «Подачек не даю», «Идите отсюда, идиоты ряженные!». То есть люди (кстати, вне зависимости от возраста) не понимают смысла колядования. Оно ведь проводится не для того, чтобы получить деньги, бесплатный ужин или выпивку. Вот, к примеру, что заявил один из владельцев квартир.
— Давайте так: приходите завтра, ко мне внучку привезут, ей будет интересно. Естественно, не за бесплатно.
Хотя пенсионеры — более радушные хозяева.
— Как приятно, что зашли, молодцы, — не скрывала эмоций одна бабушка. — Подождите, я вас сейчас угощу чем-нибудь.
Попадались и те, кто расспрашивал, почему и откуда мы пришли.
— Я так и думала, что что-то дать надо, — сказала нам одна девушка.
— Чтобы в этом году у вас в доме всего водилось и побольше, — пытаюсь объяснить ей.
— Ой, да ладно…
А если обобщить, то после колядования остались противоречивые эмоции. С одной стороны, радует, что в городе по-прежнему остались люди, знающие обычаи своих предков. С другой, жаль, что некоторые в колядующих видят лишь любителей поживиться за чужой счет.