Автор: . Дата создания:

Тех, кто стоит с протянутой рукой, можно увидеть у церквей, возле магазинов, вокзалов, в подземных переходах — везде, где большой людской поток. Попрошайки — кто они на самом деле? Действительно ли это люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации?

«Изнанка» помощи
Делают ли прохожие доброе дело, помогая тем, кого видят на улице с протянутой рукой? Этот вопрос давно не дает мне покоя — с тех пор, как в студенческие годы зашла поздно вечером в магазин и увидела, что там дебоширит пьяный дедуля-инвалид.
Пожилого мужчину я встречала и раньше: днем он регулярно сидел с костылями у входа в торговый объект и собирал с жалостливых покупателей деньги в кепку. Грустный одноногий пенсионер действительно вызывал сочувствие, так что обычно его лежащий на ступенях головной убор не пустовал. Я и сама пару раз выделяла из стипендии небольшие суммы, чтобы поддержать человека. Но по молодости и наивности даже не задумывалась, что подаяние может тратиться вовсе не на хлеб с колбасой. В тот вечер по разговорам продавцов мне стало понятно: финансы, что выгребали из кошельков и карманов сердобольные прохожие, неизменно оборачивались очередной дозой спиртного для попрошайки, а после — ежевечерними неприятностями для работников торговой точки, вынужденных снова и снова выпроваживать за дверь буйного посетителя.
С тех пор к просьбам помочь деньгами отношусь критически. Могу поучаствовать в официально объявленном благотворительном сборе на лечение или реабилитацию, но на улице обычно пытаюсь предложить другую помощь. Не хватает на билет? Идем к кассе, добавлю. Голодаешь? Куплю хлеба и молока. Правда, «голодающие» и «отставшие от автобуса», как правило, на подобные предложения почему-то обижаются, а то и вовсе оскорблять начинают. Лишь единственный раз мужчина (по виду — без определенного места жительства) согласился, чтобы ему купили хлеба.
Просят деньги не только взрослые. Очень удручает, что в Витебске стали встречаться дети-попрошайки. И сама не раз сталкивалась с этим, и знакомые регулярно рассказывают о подобных случаях. Причем речь отнюдь не о голодающих мальчиках и девочках, которым нужны деньги на кашу с молоком. Обычно ребята лет 8 — 12, внешне вполне ухоженные и упитанные, в крупных магазинах подходят и просят мелочь, особо не скрывая, что средства им нужны либо на мороженое и чипсы, либо на какие-то игровые автоматы. Одних взрослых коробит бесцеремонное выпрашивание, и они категорически отказывают, а другие идут на поводу у детей и высыпают им в ладошки полученную на кассе сдачу.
Признаюсь, я отношусь к первым. Во-первых, чипсы или конфеты с красителями — продукты своеобразные, они могут быть противопоказаны ребенку по состоянию здоровья. Во-вторых, меня с малых лет воспитывали в том ключе, что попрошайничать — некрасиво, стыдно, а любые деньги должны быть заработаны. И все же нет-нет да и закрадываются сомнения — не слишком ли кардинальный такой подход? А как же христианское милосердие?


Не навреди
Православная церковь учит прихожан помогать ближнему, поскольку человеческое сердце таким образом устремляется к благодатности. Но ведь, с другой стороны, полученная милостыня нередко тратится на поощрение человеческих пороков, и тогда выходит, что на самом деле подаяние не такое уж благое дело. Слышала также мнение, что милостыня побуждает попрошаек к лени и праздности. Согласитесь, далеко не всегда денег просят калеки или глубокие пенсионеры, для которых самостоятельно заработать действительно проблема. В роли «отставших от автобуса» или «попавших в больницу в другом городе» чаще выступают именно лица трудоспособного возраста. И они, привыкая пользоваться добротой окружающих и жить за их счет, отвыкают работать и самостоятельно о себе заботиться. Как же быть? Как поступать правильно?
На сайте «Православное образование» Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви есть следующее мнение по данному вопросу. «В Священном Писании сказано: «Просящему у тебя дай» (Мф. 5:42). «Из имения твоего подавай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие. Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу; ты запасешь себе богатое сокровище на день нужды, ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму» (Тов. 4:7–11). Поэтому подавать милостыню — важная обязанность каждого православного христианина, предписанная в Священном Писании. «Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его» (Притч. 3:27). Милостыня — акт вещественного или духовного милосердия».
Но, разъясняет далее «Православное образование», подавать милостыню следует с рассудительностью. Некоторые пастыри советуют, что лучше помогать тем, о ком точно известно, что они нуждаются. Например, инвалидам, многодетным и неполным семьям. А нерассудительно поданная милостыня может принести вред, например будет потрачена на выпивку, наркотики, сигареты.


У нищенства — свои традиции
На самом деле от безысходности люди просят денег не так уж и часто. Для большинства побирушек это образ жизни, своеобразный бизнес, позволяющий получить определенный доход, приложив минимум усилий. Причем, если заглянуть в прошлое, попрошайки существуют столько же, сколько в ходу деньги.
На Руси, например, нищих, юродивых, странников и прочих калик перехожих считали божьими людьми, которых было не принято оставлять без подаяния. С сумой ходили и взрослые, и дети, хотя власть время от времени и пыталась что-то предпринять, чтобы за счет христианского милосердия не множились симулянты и бездельники. Но попытки оказывались не слишком успешными, и после кратковременного улучшения ситуации проблема возвращалась вновь.
В частности, Стоглавый церковный собор 1551 года (название было дано из-за того, что текст итогового документа содержал 100 глав) регламентировал отношение к разным категориям нищих. Немощным из их числа, согласно Стоглаву, разрешалось собирать милостыню, обходя дома. Здоровым же людям это запрещалось. Им необходимо было трудиться, а при нежелании предусматривалось даже привлечение к принудительным работам.
Можно также найти информацию, что царь Федор Иоаннович в 1682 году предписал: «Чтобы впредь по улицам бродящих и лежащих нищих, меж которыми многие притворные воры, и всем здоровы и работать могут, не было». Но основательнее всего за дело взялся Петр I, который самих попрошаек загнал в смирительные дома, а с подающих милостыню начал взимать штраф в размере 10 рублей (по тем временам огромная сумма). Желающих подавать действительно стало меньше. Но после смерти Петра нищие снова появились в городах и селах.
У побирушек в любой стране есть национальный колорит. Так, в крестьянской православной Российской империи богема была не в почете. Поэтому если в Париже в прошлом многие попрошайки выдавали себя за голодающих поэтов, то на Руси они чаще изображали божьих странников, погорельцев и раненых солдат.
Кстати, у нищих издавна была своя специализация. «Богомолы» сидели на паперти, «могильщики» — на кладбищах, «горбачи» бродяжничали с сумой, «ерусалимцы» выдавали себя за паломников… «Санкт-Петербургские полицейские ведомости» в 1879 году упоминали и такие виды попрошаек, как просящие «на билет для возвращения на родину» и «женщины
с больным ребенком».
Если говорить о дне сегодняшнем, то современным белорусским законодательством наказания за попрошайничество не предусмотрено, пояснили в отделении информации и общественных связей УВД Витебского облисполкома. Единственное, если гражданин не просто стоит с протянутой рукой, а начинает активно приставать, настойчиво требовать денег и хватать вас за одежду, то можно обратиться правоохранителям, которые привлекут этого человека к ответственности за нарушение общественного порядка.


Иногда нужна любовь, а не финансы
Почему же тот, кому не всегда по-настоящему и помощь-то нужна, становится попрошайкой? Отчего одни люди, даже имея инвалидность, находят свое место в обществе, приобретают профессию и успешно сами себя обеспечивают, а другие, порой вполне здоровые взрослые и дети, чтобы удовлетворить собственные желания, требуют у посторонних, чтобы те дали денег просто так?
Это связано с психологическими особенностями попрошаек, пояснил главный внештатный медицинский психолог Витебской области Николай Якушкин. У них комплекс жертвы сочетается с эмоциональной незрелостью личности. У таких людей с детства формируется позиция «мне все должны». Иногда она обусловлена каким-то физическим увечьем или социальным статусом, иногда просто особенностями воспитания. Если ребенка ограждают от обязанностей и ответственности, оправдывают любые его поступки, он постоянно получает все, что пожелает, без малейших усилий, то и став взрослым, он будет ждать от окружающих аналогичного отношения. Происходит личностная деформация, вырастает человек, неспособный управлять своим эмоциональным состоянием, с незрелой жизненной позицией. И, столкнувшись с тем, что существовать на что-то нужно, а работать совсем не хочется, он выберет самый простой для него путь — попросить. Причем чувство стыда не станет препятствием, ведь, напомним, попрошайка уверен, что ему все должны.
Однако у детей может быть и другой мотив для подобной просьбы, отметил Николай Якушкин. Иногда на самом деле ребенку нужны не деньги, а любовь, и он, обращаясь ко взрослым, ждет от них в первую очередь не финансовой помощи, а внимания.
В любом случае, заметив у своего чада замашки попрошайки, родители должны серьезно задуматься и проанализировать взаимоотношения в семье. Ведь лучше уделить детям больше времени и позаботиться о развитии их волевой сферы, чем вырастить тех, кто будет днями стоять у магазина в ожидании милостыни.

Фото носят иллюстративный характер.