Автор: . Дата создания:

Молодость и смерть. Эти несовместимые, отрицающие друг друга понятия порой добровольной рукой завязываются в трагический узел. Что толкает юношей и девушек на смертельный шаг?

Больше нет сил 

Карине в ее 15 лет было тяжело дома и в школе: родители давно развелись, мама уехала работать в Москву и не смогла взять дочь с собой. Девочка осталась в Витебске с отцом.

Четыре года назад он повторно женился, и у Карины, кроме двух сводных братьев, вскоре появились еще две сестры. Поначалу мачеха относилась к падчерице лояльно, но когда родились близняшки, взвалила на нее груз бытовых обязанностей.

Отец не хотел и слова жалобы слышать в адрес новой жены, и Карине доставалось от него гораздо больше, чем другим.

С мамой ей не удавалось разговаривать часто, но даже во время коротких онлайн-звонков девочка старалась не показывать родному человеку, как ей плохо.

Из-за постоянного стресса, усугубившегося гормональным подростковым взрывом, Карина стала набирать вес. В школе ее дразнили толстухой, мачеха всякий раз подчеркивала, что с такой внешностью девушка не будет иметь успеха у противоположного пола.

Чувствуя себя брошенной, нелюбимой, некрасивой, Карина часто плакала. Ей некому было рассказать о своих проблемах, да и мама отшучивалась, когда дочь пыталась намекнуть, что ее затравили: мол, не бери в голову, со временем это пройдет и все забудется.

Однажды девочка не выдержала, накричала на мачеху и отца, выбежала из дома и до поздней ночи бродила по городу. Вернулась, когда все уже спали. На следующий день ее наказали, запретили выходить из дома, кроме как в школу, и установили жесткий контроль.

Холодная война с семьей и одноклассниками длилась до тех пор, пока девушка не совершила попытку суицида  

После очередного домашнего скандала Карина приняла дозу снотворного. Ее чудом удалось спасти.

Потом психиатру она рассказывала, почему решилась на такой отчаянный шаг: «Сил больше не было. Казалось, если умру, то никто не будет плакать и переживать, только услугу всем окажу своей смертью. Однажды я сказала, что если отношение ко мне не изменится, то покончу собой. Отец и мачеха только посмеялись, мол, кишка тонка. И вот я доказала, что могу такое сделать».

Боль напоказ 

Сидя на подоконнике, Даша тихо плакала из-за ссоры со своим парнем Никитой. Отношения у них всегда были непростые, он требовал от нее постоянного внимания и страшно ревновал. Даше было обидно, потому что кроме него ей никто был не нужен.

Глядя на двор с седьмого этажа, она на миг представила, как летит вниз, как падает, теряет сознание, вокруг нее собираются люди, прибегает Никита, становится на колени и со слезами на глазах просит у нее прощения за то, что не верил ей. Но ей все равно, ее уже больше нет, и его слов она не слышит...

Нет, страшно! Даша встряхнула головой, соскочила с подоконника. На глаза попался телефон. Ее первым порывом было позвонить парню, сказать, как он неправ и что может горько пожалеть, если потеряет ее. Но передумала.

Машинально зашла в соцсети и стала просматривать новостную ленту. Вдруг увидела странное фото: испещренные кровоточащими порезами руки и ноги школьной подруги Вики с подписью «Страдаю из-за несправедливости этого жестокого мира, меня никто не понимает». Пост был свежим, значит, одноклассница нанесла себе раны совсем недавно.

Даша набрала номер Вики.

– Ты с ума сошла? Фотки может кто-то увидеть!

Подруга не сразу поняла, о чем речь, но потом рассмеялась.

– Да ты что, это ж не всерьез! Все девчонки так делают, это сейчас в тренде, ты не знала? У Галки из 10 «В» такие фотки уже давно на стене висят. Когда она со своим парнем рассталась, то каждый день их выкладывала. Он увидел, вернулся к ней…

Даша не слушала, отключила телефон. В голове пульсировала только одна фраза: «Он увидел, вернулся к ней». Девушка нашла в столе канцелярский нож, несколько секунд держала его в кулаке, решаясь, а потом сделал несколько надрезов на тыльной стороне ладони.

Пока кровь текла, она сфотографировала раны, стараясь расположить руку так, чтобы смотрелось особенно драматично. 

Потом быстро промыла порезы, забинтовала и стала искать подходящие ее душевному состоянию высказывания. Очень скоро в ее аккаунте появилась фотография, доведенная обработкой до очень мрачной, и печальные стихи о любви, причиняющей немыслимые страдания. Никита позвонил спустя пару минут. Даша не отвечала, желая помучить его.

В плену эмоций 

– Причин, толкающих подростков на суицид, множество. На взгляд взрослого, они могут быть незначительными, даже смешными. Однако, – утверждает заведующий детско-подростковым отделением областного клинического центра психиатрии и наркологии, главный внештатный детский психиатр главного управления по здравоохранению облисполкома Елена Данилова, – ребенок в переходном возрасте все переживает ярко и эмоционально, не всегда может справиться с перегрузкой нервной системы и ищет самый простой выход из сложной жизненной ситуации.

С совершившим попытку самоубийства работает мультидисциплинарная бригада специалистов: психиатр, психотерапевт, психолог. Если суицидальный риск высок, пациента госпитализируют, при необходимости назначают медикаменты. Лечение проводится с сохранением врачебной тайны.

В последнее время среди тинейджеров участились случаи самоповреждения. 

Они, как правило, они не связаны с самоубийством, утверждает специалист: только 5% таких пациентов имели психиатрический диагноз. Зачастую дети таким образом дают выход внутренней боли или стараются обратить на себя внимание. Однако любое повреждение – повод для тревоги.

На расстоянии вытянутой руки 

Упреждение суицидального поведения – один из важных аспектов работы врача-психиатра. Во всем мире делается акцент именно на первичную профилактику: укрепление эмоциональной стабильности, развитие интеллектуальных способностей, сохранение и укрепление психического здоровья.

Важно показать детям выход из кризисных ситуаций, рассказать, куда можно прийти за помощью. Это дело не только психологов, но и педагогов, родителей. Нужно быть максимально близко к ребенку, но не вторгаться в его личное пространство – оставаться на расстоянии вытянутой руки, советует педагог-психолог социально-педагогического центра Витебска Инна Янковская.

Есть симптомы, которые должны насторожить. Депрессивная музыка, рисунки могил, черепов, телесных ран, разговоры о смерти, участившиеся фразы о том, что ребенок считает себя никому не нужным, и если он исчезнет, никто этого не заметит; стремление к одиночеству, уход в себя, алкоголь и наркотики – все это может сигнализировать о суицидальных мыслях.

Чаще всего трагедии случаются при нарушении эмоционального контакта с родителями, поэтому главный совет, который дают специалисты: научитесь воспринимать ребенка как самостоятельную личность, считайтесь с его мнением, больше доверяйте, меньше критикуйте, морально поддерживайте, не высмеивайте его ни прилюдно, ни наедине. Дайте почувствовать, что он любимый и желанный, проявите заботу и терпение.

Если вам нужен совет или консультация по вопросам психического здоровья детей, обратитесь в Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии (ул. Коммунистическая, 6). Телефон для справок: 8 (0212) 61-45-80 (регистратура), 8 (0212) 61-60-60 (круглосуточный телефон доверия).

* Имена героев историй изменены.

Фото носит иллюстрационный характер.