Автор: . Дата создания:

Уступить в общественном транспорте место пожилому человеку или малышу, снять рюкзак, чтобы не зацепить рядом стоящего… Обычно мы считаем, что такое поведение обусловлено исключительно уровнем личной культуры пассажиров. Хочешь — будь внимательным к окружающим, хочешь — нет. Но так ли это?

Не должен или обязан? 

В одной из социальных сетей молодой человек гневно высказался после поездки в автобусе. Парень не уступил место маме, ехавшей с ребенком, и возмутился, что женщина назвала его в разговоре с сыном «нехорошим дядей». «Почему эти мамаши считают, что им с их отпрысками все должны? Я сам решаю, что делать. Если попросят по-хорошему, встану, мне не сложно. Но не потому, что должен, а потому, что я так решу», – гордо объяснил автор свою позицию. Нашлось немало тех, кто поддержал такую идею – мол, «понарожали», пусть терпят, а если не нравится – пусть ездят на такси. В жизни сторонников данного мнения вычислить легко. Как только в салоне появляется потенциальная угроза их комфорту, они резко отворачиваются к окну, «засыпают», закрывая глаза, или утыкаются в телефоны.

И я задумалась: везде в общественном транспорте сейчас есть места, обозначенные специальными наклейками. Разве зря указано, что эти сиденья – для людей с ограниченными возможностями либо для мам с детьми? Например, если на автостоянке гражданин припаркует машину на месте, предназначенном для инвалида, то согласно действующему законодательству будет оштрафован. Значит, и внутри автобусов, трамваев, троллейбусов должны действовать какие-то нормативные документы.

Не только права 

Итак, я стала разбираться. Изучение ситуации подтвердило давно известную истину: каждый, кто имеет определенные права, вместе с ними получает и обязанности. Человек, входя в салон общественного транспорта, фактически заключает договор с перевозчиком. Условно говоря, нас и багаж обязуются безопасно, своевременно и качественно доставить из пункта А в пункт Б. Мы, в свою очередь, должны оплатить предоставленную услугу. Но не только.

Существуют официально утвержденные «Правила автомобильных перевозок пассажиров» и «Правила перевозок пассажиров городским электрическим транспортом». В них перечислено немало обязанностей граждан. И если человек не выполняет то, что предписано, перевозчик вправе отказать ему в оказании услуги, пояснил заместитель генерального директора ОАО «Витебскоблавтотранс» Виктор Кожух.

В частности, в «Правилах перево­зок» сказано, что необходимо «уступать специально обозначенные места для сидения пассажирам с детьми дошкольного возраста, беременным женщинам, инвалидам и престарелым гражданам». То есть если молодой человек, которого возмутило замечание, сидел рядом со значком, то он обязан был встать, увидев маму с ребенком, без дополнительных просьб.

А если такой вот упорный товарищ не желает поступаться личным комфортом? Получается, нужно звать на помощь кондуктора. Он и водитель являются представителями перевозчика, отметил Виктор Кожух. Их законные требования пассажир обязан выполнять, иначе, как уже говорилось выше, может лишиться возможности ехать дальше.

Но возьмем другую ситуацию: сиденье рядом со стоящим малышом обычное, без специальных знаков. По закону, вроде бы, человеку можно сидеть дальше, а детка пусть цепляется за маму. К счастью, не всё в нашей жизни регулируется законодательными актами. Есть еще и другое понятие: поступать по-человечески. Именно это побуждает нас помочь бабушке поднести сумку или забраться на высокие ступеньки. Именно это поднимает людей с сидений при виде мамы с карапузом на руках. И ребенок улыбается в ответ тете или дяде, и день для всех словно становится светлее.

Я не раз наблюдала, как кондуктор просит кого-то из пассажиров освободить сиденье для беременной женщины. Чаще всего подобные просьбы встречают полное понимание и выполняются беспрекословно. Ведь погруженные в заботы люди порой просто не замечают, что рядом находится будущая мама.

Правда, один факт меня очень удивляет. Среди тех, кто по собственной инициативе уступает места в общественном транспорте, подавляющее большинство составляют граждане возрастной категории «далеко за 40». Специально обратила внимание: за пять дней в заполненном салоне при виде ребенка только один раз с сиденья поднялась молодая девушка. В противовес этому накануне место для малышки освободил мужчина явно глубоко пенсионного возраста (назвать его дедушкой после этого поступка язык не поворачивается). Сам он после этого ехал стоя, потому что, к сожалению, у остальных пассажиров уровень человечности оказался намного ниже… Неужели это качество развивается с годами? Есть о чем задуматься.

Каждому нужно знать 

В «Правилах перевозок» оговариваются и многие другие моменты поведения граждан. «Не создавать препятствий для передвижения пассажиров по салону транспортного средства при размещении ручной клади в проходах и на площадках у дверей», «не размещать ручную кладь на сиденьях», «не засорять салон», – об этих предписаниях тоже следует помнить и выполнять их, чтобы поездки были максимально комфортными для всех, кто решит воспользоваться услугами перевозчика. 

Говоря про обязанность «не создавать своими действиями, состоянием и поведением неудобств другим пассажирам, водителю, кондуктору и контролирующим лицам», невозможно не вспомнить о любителях алкогольных напитков. В замкнутом пространстве появление таких граждан, безусловно, отражается на окружающих. Находиться рядом с пьяным не просто неприятно, но порой и опасно.

Если гражданин явно нетрезв и его поведение мешает пассажирам, представители перевозчика вправе отказать ему в оказании услуги. То есть выпивоху на совершенно законных основаниях могут попросить покинуть салон. Если же «подогретый» товарищ не хочет адекватно реагировать на требование либо вообще не в состоянии вменяемо вести диалог и стоять на ногах, то кондуктор или водитель обязаны вызвать милицию.

– С такими ситуациями в общественном транспорте Витебска нам приходится иметь дело в среднем раз в неделю, – рассказал Виктор Кожух.

При этом, заметил Виктор Александрович, автобус, трамвай или троллейбус продолжает движение по маршруту, а за нарушителем представители правоохранительных органов прибывают в какую-то конкретную точку либо на конечную остановку.

А дальше любителя горячительных напитков ждет наказание в соответствии с законом. В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрен штраф в размере до восьми базовых величин как за распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном транспорте, так и за появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Если же пассажир попадет в такую ситуацию повторно в течение года после наложения административного взыскания, то наказание станет более суровым: штраф до 15 базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Фото Лилии ИВЧЕНКО