Автор: . Дата создания:

Усыновление детей не теряет своей актуальности. Хотя специалисты утверждают — цифры свидетельствуют о том, что малышей, оставшихся без родительской опеки, становится меньше. И делают выводы — сознательнее становятся взрослые,  дает о себе знать профилактическая работа. Какие тенденции в усыновлении в Витебской области наметились в последнее время, поинтересовалась корреспондент «ВВ».

- Число детей, подлежащих усыновлению (удочерению), ежегодно сокращается, особенно – раннего возраста (от рождения до 3 лет), и это радует, – отмечает старший инспектор по охране детства Национального центра усыновления Министерства образования Беларуси Наталья Зандарович. – Мы стараемся стимулировать усыновления 4 – 6-летних и старше, а также детей-инвалидов и имеющих особенности в развитии – в 2022 году двое таких ребят были усыновлены жителями Витебской области.

Сегодня нам нужен усыновитель, готовый принять на воспитание возрастного ребенка из многодетной семьи с непростым социальным, медицинским и педагогическим анамнезом, большим объемом травматичных воспоминаний, разветвленной и неблагополучной сетью родственников и т. д. Это совершенно новые требования к компетенции усыновителей.

– Словом, это такие, кто способен сказать: «Принимаем тебя. Любого...» А сколько детей-сирот, обретших семью, проживает на Витебщине?

– В настоящее время – более 1000.

В 2019 году на Витебщине 47 детей обрели семью, в 2020-м — 32, в 2021-м — 37.

– По-прежнему ли усыновление носит межведомственный характер?

– Безусловно. Такой характер процедуры обеспечивает его прозрачность и сотрудничество с другими заинтересованными лицами. На этапе подготовки документов специалисты разных сфер оказывают консультативную помощь в соответствии с законодательством. Например, медицинское обследование кандидатов в усыновители осуществляется с участием учреждений здравоохранения, информация о правонарушениях поступает из правоохранительных органов, обязательны и занятия с педагогом-психологом социально-педагогического центра.

– Какие испытания должны пройти усыновители? Могут ли им отказать?

– С информацией о процедуре усыновления желающие могут ознакомиться на сайте Национального центра усыновления www.nacedu.by, республиканском информационном портале https://dadomu.by/, также можно обратиться за личной консультацией в отдел или управление по образованию по месту жительства или к региональному представителю центра усыновления, где в процессе доверительной беседы будут разъяснены обязательные этапы этой процедуры и их последовательность, выдан перечень документов, которые граждане должны подготовить самостоятельно. Также необходимо ознакомиться с правовыми последствиями усыновления, гарантией сохранения его тайны, государственной поддержкой такого ребенка.

Усыновителями могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением перечисленных в статье 125 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, начиная от больных хроническим алкоголизмом до признанных судом недееспособными или ограниченно дее­способными. Это достаточно длинный перечень. Кроме того, разница в возрасте между усыновителем и ребенком должна быть не менее 16 лет и не более 45 лет.

– О какой господдержке идет речь?

– Усыновленные дети имеют право с согласия усыновителей на получение до достижения 16 лет ежемесячных денежных выплат. К тому же ребенок, имеющий на момент своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право.

Национальный центр усыновления в Витебске находится по адресу: ул. Офицерская, д. 6, кабинет 21а, тел. 8 (0212) 61-88-11. Старший инспектор по охране детства учреждения «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь» Наталья Мечиславовна Зандарович. 

– Придерживаются ли сейчас у нас тайны усыновления или наметилась иная тенденция?

– Эта тайна в Беларуси охраняется законом. И только усыновленный ребенок по достижении совершеннолетия вправе получить от органов, осуществляющих функции опеки и попечительства, а также от суда сведения, касающиеся его усыновления. Радует тот факт, что многие семьи понимают и принимают усыновление как реальность и просто другой способ стать родителями. Главное заключается в том, чтобы прекратить видеть в факте усыновления секрет, необычность, неестественность. Чтобы ребенок, дитя двух семей, знал свою историю, не осуждал кровных родителей за то, что отказались от него или не смогли воспитывать, уважал усыновителей за то, что «не присвоили» его себе, а оказались рядом в трудный период жизни. Семья существует только на доверии. А оно формируется в тех ячейках общества, где факт усыновления не скрывают от ребенка.

– Случаются ли отмены усыновления?

– К сожалению, да. В 2021 году в Витебской области не было отмен, а вот в этом году была – в отношении 15-летнего подростка.

– Много ли детей на сегодняшний день в северном регионе имеют статус для усыновления/удочерения?

– Сейчас в Витебской области чуть больше тысячи ребят состоят на учете в Национальном центре усыновления Министерства образования Республики Беларусь. Основные пожелания граждан – принять в семью ребенка до 3 – 5 лет. Так, в 2021 году из 37 усыновленных только 8 детей были старше пяти лет.

Дополнительным ресурсом по устройству детей является республиканский интернет-портал www.dadomu.by Национального центра усыновления, на котором размещены сведения о более чем 3,8 тысячи детей и 1802 видеоанкеты. Информация о детях Витебской области в возрасте от рождения до 10 лет, нуждающихся в постоянной семье, размещена на портале в полном объеме.

– С какими учреждениями вы в основном работаете: детский дом, Дом ребенка...

– Мы работаем как с интернатными учреждениями, так и с замещающими семьями. Лично мое мнение – дети не должны жить в государственных учреждениях, они должны расти в семье. Прежде всего, в родной, в крайнем случае (если она является крайне дисфункциональной или в ней есть насилие) – в опекунской, приемной, семье усыновителей. Главное – в семье!

Хочу отметить, что принимающим ребенка-сироту на воспитание, чтобы действовать эффективно, кроме «любить ребенка», нужны знания, умения, навыки, терпение, настойчивость, желание учиться и сотрудничать со специалистами, гибкость, эмпатийность, способность разрешать проблемы и трудные ситуации. И еще необходимо время, чтобы все эти ситуации и проблемы разрешить, чтобы стать действительно семьей, суметь быть родителями для конкретного ребенка, а ребенку – принять некогда чужих людей как замещающих родителей.

Для всех, кто уже принял детей в свою семью или задумывается о замещающем родительстве, в нашей стране выходит газета «Домой!». Раз в месяц (только по подписке) она предоставляет читателям возможность узнать самую актуальную новостную информацию из жизни замещающих семей и усыновителей из всех регионов Беларуси и зарубежья. На страницах издания каждый может поделиться проблемами, рассказать о своем воспитательном педагогическом опыте, интересном случае из жизни или практики.

 «Судьбовые» и «несудьбовые»

– Бывают, как мы говорим, «несудьбовые» дети, – рассказывает Наталья Зандарович. – Усыновители их будто не видят. Дети это очень тонко чувствуют. У другого ребенка и нарушений может быть больше, а он уже в семье... Такой «несудьбовый» был Сережа. Мама, растившая его одна, умерла. Мальчику, наконец, подобрали замещающую семью, потом другую. И случилось такое, что у Сережи начались нарушения со сном – он стал бояться засыпать. Это бывает у детей, которых предавали. Они живут со страхом: вдруг я усну, а мама уйдет навсегда... Сейчас у этого ребенка есть любящие родители. 

В 2019 году семья из витебского региона усыновила мальчика полутора лет с генетически наследуемым заболеванием нейрофиброматоз (группа наследственных заболеваний с характерными изменениями на коже, в нервной системе, часто в сочетании с аномалиями в других органах и системах). После консультации со специалистами-медиками супруги не отказались от своего намерения. «Мы справимся», – сказала кандидат в усыновители, понимая, что у ребенка были еще малые аномалии сердца и смешанные специфические расстройства развития. 

Был случай удочерения девочки до года с очень сложным пороком сердца (нужна была операция, но возраст ребенка не позволял ее сделать). Усыновители очень основательно все обдумали и приняли решение удочерить девочку. «Не факт, что у нас мог бы родиться здоровый малыш», – услышали специалисты Дома ребенка, когда предупреждали семью о проблемах со здоровьем крохи. 

В нашей области проживает уникальная семья, которая постепенно усыновила 10 детей. Старший уже студент, а младшему три года, причем один из детей – инвалид. 

В прошлом году одна семья на Витебщине усыновила троих – братьев и сестру одномоментно. Детки разного возраста – школьник, дошкольник и малыш.

Фото из открытых источников.