Автор: . Дата создания:

Иногда белорусов сравнивают с японцами и корейцами. Не за внешнее сходство, конечно, а за нежелание и неумение давать чаевые. Согласитесь, это не совсем в традиции нашего народа. Но кто и почему сейчас ждет дополнительной платы за свои услуги? И когда наши соотечественники соглашаются расстаться с деньгами? Разберемся вместе.

Истоки нынешнего отношения многих белорусских семей к идее благодарить персонал за обслуживание чаевыми (некоторой суммой денег сверх платы по выставленному счету — так сказать, на чай) следует искать в СССР. В Советском Союзе данное явление не поощрялось и считалось буржуазным пережитком. Наверное, поэтому и сегодня традиция давать чаевые зачастую вызывает у наших людей подспудное неприятие. Хотя, пожалуй, это характерно больше для клиентов, чем для работников сферы услуг.

Не хочешь, но заплатишь

Последние с уходом социалистических реалий, наоборот, довольно быстро перестроились — прежде всего изменив подходы не к уровню сервиса, а к расчетам за него. Кое-где у персонала даже в нашей стране уже считается нормой если не требовать, то уж точно ждать от клиентов чаевых. Это распространено среди официантов, таксистов, служащих гостиниц, работников салонов красоты. Теоретически на подобные расходы человек идет добровольно. Но практика, как мы знаем, не всегда совпадает с теорией.

Например, столкнулась с тем, что порой при оплате наличными таксисты в Витебске сознательно не утруждают себя поиском монет для расчета. И ладно еще, когда речь идет о минимальной сумме. Но однажды водитель не хотел давать сдачу с купюры, которой нам с ребенком хватало даже с запасом на две поездки: в поликлинику и назад. А в другой раз его коллега на замечание, что он неправильно рассчитал пассажира, просто отвернулся, вцепился в руль и сделал каменное лицо. Не то чтобы последний таксист очень дорого мне обошелся, но прямо скажем, обслуживание в том конкретном случае было никакое. К примеру, мужчина долго не хотел выйти из машины и помочь открыть багажник, чтобы поставить туда большие пакеты, которыми у меня были заняты обе руки. Забрать груз по приезде тоже не помог, воевала с замком самостоятельно. И за такой сервис еще принудительно взяли дополнительную плату! Наверное, водитель осознавал, что добровольно заплатить не захочется…

Хороши, когда от души

В моем понимании, чаевые — это знак благодарности, возможность для клиента выразить признательность кому-то за по-настоящему качественно выполненную работу. А для персонала — дополнительный стимул стараться, повышать профессиональный уровень. Но подобная плата никак не является обязательной, ведь при любом раскладе мы рассчитываемся за услуги. А как думают другие люди? Спросила мнение некоторых знакомых.

Александр, программист, Витебск:

— Давать чаевые необязательно, но желательно и приятно. Однако если финансовое состояние не позволяет разбрасываться средствами, то не оставить — совсем не зазорно. Всякие аргументы об обиде официантов и таксистов считаю несостоятельными. Идти в профессию с маленькой зарплатой только в расчете на чаевые просто глупо.

Хотя, конечно, в разных странах к этому разные подходы. Сталкивался в поездках с тем, что чаевые уже бывают внесены в счет. А вот чтобы их навязчиво требовали — такое встретил лишь раз. В Болгарии носильщик (который, между прочим, наш чемодан уронил, сломал ножку) прямо не уходил из номера без дополнительной платы. И хотя моя жена готова была пойти ему навстречу, я в этой ситуации настоял на том, чтобы ничего не давать.

Марина, ведущий инженер, Минск:

— Считаю, чаевые давать не обязательно. Это должно быть желание клиента: если обслуживание действительно понравилось, почему бы и не отблагодарить от души. Иногда в кафе так приятно бывает общаться с официантом, что рука сама тянется за дополнительной монеткой. И неважно, сколько чаевых ты положишь, главное — от чистого сердца. Возможно, для кого-то это станет стимулом лучше обслуживать других клиентов.

Ирина, домохозяйка, Витебск:

— Я не против чаевых как явления. И если у человека есть средства выбирать ресторан с определенным статусом или, например, заказать такси не эконом-, а бизнес-класса, то и оставить некоторую сумму сверх счета, по идее, денег хватит. Это, пожалуй, как дресс-код: если идешь в заведение, где есть свои правила, то будь готов их придерживаться. Но и те, кто претендует на чаевые, должны соответствовать. Лично я никогда не дам лишних денег невежливому и некорректному таксисту. Столкнулась с таким явлением, когда машина по навигатору прибывает не совсем по адресу (к моему дому своеобразный заезд), и водитель, остановившись в соседнем дворе, включает время ожидания. Потом одни настаивают, что я не умею оформлять заказ, другие хоть и извиняются, но не снимают счетчик ожидания, тем самым увеличивая стоимость поездки. И лишь немногие, глянув на адрес, звонят сами и ждут клиента, не показывая сервису, что машина подана.

Евгения, преподаватель, Витебск:

— Чаевых практически не оставляю. Тому есть, как минимум, две причины. Во-первых, подобная практика является заимствованием западных стандартов, а я к любым проявлениям западной культуры, искусственно насаждаемым у нас, отношусь крайне отрицательно. А во-вторых, уровень сервиса редко оставляет желание поощрять людей, работающих в этой сфере, сверх необходимого.

Алексей, бывший таксист, Витебск:

— Сам некоторое время работал в такси, поэтому могу сказать, что большинство чаевых в этой сфере — банальное округление. Монет для сдачи часто просто нет (хотя, не скрою, у некоторых водителей — специально). Периодически где-то менять деньги для расчетов — откровенная морока, проще отдать круглую сумму и сказать «спасибо». Но не стоит рассчитывать получить таким образом большой доход. В моей практике лишь однажды были существенные чаевые: в 2011 году 200 тысяч неденоминированных рублей за поездку с вокзала до Московского проспекта. Однако это скорее исключение из правил. Кстати, с появлением массовых безналичных расчетов (картой через терминал или интегратору в приложениях) количество жестов доброй воли клиентов резко сократилось. Тем не менее возможность для благодарности предусмотрена и сейчас, приложение спрашивает: «Не хотите ли оставить на чай курьеру/водителю/официанту?» Лично я делаю это не каждый раз, только если мне понравилась работа человека, он проявил участие.

«Родиной» чаевых часто называют Великобританию. По одной версии, когда в XVI веке там появилась традиция устраивать чаепития, порой гости после них оставались ночевать. В таком случае они оставляли деньги слугам хозяев. По другой информации, в начале XVIII века англичане организовывали приемы с чаем в садах, и, чтобы поторопить официантов, леди и джентльмены начали давать им монетки.

История с географией

Как видим, часть наших соотечественников не отказывается давать на чай, но даже эти люди уверены, что, во-первых, нужно исходить из своих финансовых возможностей, а во-вторых, дополнительную плату необходимо заслужить. Однако есть страны, где царят иные порядки. Так, в США общепринята нижняя планка чаевых на уровне 10, а чаще — 15% от счета. А если уровень обслуживания был действительно на высоте, то от клиента будут ждать около 30% от чека дополнительно.

В Италии на счете в ресторане можно встретить запись «coperto». Это значит, что с посетителя тут берут базовую плату за столовые приборы, хлеб, посуду и последующую уборку. Обычно это 1-3 евро на человека, независимо от того, сколько в итоге съедено (а на популярных туристических маршрутах сумму могут увеличить в разы). Такой сбор, в отличие от привычных для нас чаевых, является обязательным. В меню можно заранее прочитать, предусмотрена ли в заведении плата «coperto». Однако, если вы останетесь особенно довольны сервисом, дополнительная финансовая благодарность, конечно, приветствуется.

В Японии, Китае и Корее, говорят, наоборот — чаевыми можно оскорбить персонал. И если вы оставите на столике в кафе лишние деньги, велика вероятность того, что официант бросится следом и постарается вернуть сумму, которую вы «забыли».

Кстати, нужно понимать, что в системе, опирающейся на традицию чаевых, могут быть свои нюансы. Так, иногда это превращается в своеобразный кнут со стороны владельцев ресторанов и кафе. Хозяева заведений не хотят нормально платить официантам — мол, мы дали возможность, теперь сами зарабатывайте, а если вам не оставили на чай, значит, плохо старались. Еще один спорный момент касается того, что не у всего персонала есть возможность получить дополнительный доход. Допустим, посетитель остался недоволен официантом, но при этом гостю понравились блюда. Как тогда поблагодарить повара? Идти на кухню деньги раздавать?

Получается, чтобы не задеть ничьи интересы, основная обязанность клиента — все же оплатить выставленный счет. А если у человека появляется желание повторно воспользоваться услугами заведения или перевозчика — это и становится главной благодарностью за достойный сервис.

***

По-моему, хорошо, что в Беларуси чаевые не возведены в ранг обязанности. Как-то это социально ориентировано, что ли. Хочешь поощрить официанта или парикмахера, имеешь такую возможность — заплати больше. Но и у скромных студентов или просто семьи с обычным достатком есть возможность просчитать расходы и устроить себе праздник. В конце концов, люди же не бесплатно ужинают в кафе или едут в такси — они оплачивают оказанные услуги, как положено. А чаевые в такой ситуации действительно становятся способом дополнительного стимулирования и выражения признательности.

Фото автора и из открытых источников.