Автор: . Дата создания:

Каждый из нас является потенциальным покупателем. И хоть раз в жизни у любого случалась какая-нибудь заморочка с товаром. Иногда относишься к этому легкомысленно: ну жара, ну вздулся пакет с йогуртом. Выбросил — и все. Рвать нервы из-за каких-то копеек хочется не всем и не всегда. Но иногда задевает за живое.

Правда, если в продовольственный магазин зашел, взял некачественный продукт и тут же это обнаружил, а если еще и чек на руках — проблем не будет: обменяют или деньги вернут. Но что делать, если принес домой совсем не дешевый коктейль из морепродуктов, потом оказывается, что это совсем не коктейль — скорее, кладбище моллюсков, которых и есть нельзя, и выбросить жалко, а чек уже давно в мусорке? Остается только кусать себя за локти или принципиально взять такой же товар в той же торговой точке и попросить продегустировать вместе с продавцом прямо на кассе. Но от этого представления выиграет разве что тот, кто придет после вас и не успеет приобрести «вкусняшку» до снятия ее с витрины.


Не менее рискованно и приобретение дорогостоящих бытовых товаров. Потому что, к сожалению, действующим законодательством по защите прав потребителей мы пользуемся далеко не всегда и зачастую многих моментов просто не знаем.


Случай из жизни. Бабушка откладывала из пенсии на телевизор. Хотела купить современный, с ЖК-экраном, в общем, как у всех, но по приемлемой цене. Магазинов сейчас — на каждом углу: где государственный, где частный — запутаться можно. Техники тоже предостаточно. Молодые приставучие консультанты запудрят мозг не только бабушке. И что в итоге? Покупку пожилая женщина сделала, но впоследствии была совсем ей не рада. Взяла она навороченный телевизор за 6 миллионов рублей. Диагональ маленькая, а «навороты» те ей совсем ни к чему. Дома внук посмотрел и сказал, что за эти деньги можно было  купить «телик» на половину стены. У бабули слезы навернулись на глаза. Пошла на следующий день в магазин: заберите, мол, свой товар, отдайте деньги. Ан нет. Чем те продавцы мотивировали свой отказ, не в курсе. Но на вопрос, можно ли приобрести телевизор, а если он не понравится домашним по своим характеристикам и возможностям, вернуть обратно, в Витебском универмаге ответили однозначно: нельзя! Мотивация — товар на гарантии обмену и возврату не подлежит.


Точно так же сказали и в секции, где продавались музыкальные инструменты. Интересуюсь: можно ли купить гитару, но если знакомые «эксперты» ее не одобрят, принести назад в целости и сохранности? Ответ опять отрицательный. На товар гарантия 6 месяцев. Хотите купить — приходите, проверяйте качество на месте и делайте свой выбор. Соответствует ли законодательству такая формулировка? В памятке покупателю, подготовленной на основе  положений Закона Республики Беларусь «О защите   прав  потребителей», говорится, что качественный непродовольственный товар можно обменять или вернуть в течение 14 дней с момента приобретения, если вы обнаружили, что он вам не подходит. Данные требования подлежат удовлетворению, если вещь не была в употреблении, ее потребительские свойства сохранены, имеются доказательства покупки. Кстати, в том же универмаге эти правила работают в отделах одежды и обуви. Так что же не так? Оказывается, есть еще много «но», которые следует учесть. В частности, существует перечень товаров, которые не подлежат обмену и возврату. В их числе — мебельные гарнитуры, бижутерия, белье, ткани из волокон всех видов, ковровые изделия, линолеум, паркет, ламинат, керамическая плитка, чулочно-носочные изделия, изделия из драгоценных металлов и, как ни печально, технически сложные товары бытового назначения, в числе которых телерадиоаппаратура, электромузыкальные инструменты, фото- и киноаппаратура, телефоны, часы, компьютеры, печатающие устройства и еще много чего. Кстати, в вышеназванном торговом объекте эта памятка присутствует на информационном стенде и детально расписывает все животрепещущие моменты. Что касается рынков и частных торговых точек, там своя специфика. К примеру, в витебском торговом центре «Эвиком» интересуюсь, можно ли приобрести обувь, а если не подойдет, вернуть обратно. Продавщица говорит утвердительно: «Да, но только не позже, чем на следующий день». В другом роллете — одежда. Тот же вопрос, но ответ несколько иной: «Обменять можем, возврат нежелателен». В дополнение к сказанному очень кислое выражение лица. Так что же, мы по разным законам живем? В управлении торговли и услуг облисполкома подтвердили, что законодательные акты в этом плане распространяются на все субъекты хозяйствования, занятые в сферах торговли и бытовых услуг, в том числе на ИП и юрлиц. Так, может, на самом деле стоит смелее заявлять о своих правах? А если что — по цепочке: книга замечаний и предложений, которая должна предоставляться по первому требованию; государственные органы по защите прав потребителей во главе с Министерством торговли Республики Беларусь; уполномоченные по защите прав потребителей, которые есть во всехместных исполнительных и распорядительных органах, общественные организации и в конце концов — суд.

 

К сведению

 

Согласно законодательству требование о возврате денежных средств за качественный товар подлежит удовле­творению в пределах 7 дней. При нарушении установленного срока продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены приобретения. Статья 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» гласит: отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его обоснованных требований в отношении покупки ненадлежащего качества, если ее недостатки не были оговорены продавцом. Для подтверждения факта приобретения могут использоваться элементы тары (упаковки), на которых есть соответствующие отметки, а также другие средства доказывания, в том числе и свидетельские показания.  Если вы купили некачественный товар, то вправе потребовать по своему выбору замену, безвозмездный ремонт, уменьшение покупной цены, возврат денег. При необходимости можно заказать экспертизу. Ее стоимость оплачивается продавцом. Но если в итоге установлена вина потребителя, последний обязан возместить расходы на проведение исследования.  Качественные продовольственные товары обмену и возврату не подлежат.