– Ему уже 80 лет, – рассказывает Виктор Чепуленок, – но по 8 километров каждый день на велосипеде проезжает без проблем. Часто его видят прогуливающимся по деревне. Раньше был электриком в местном колхозе, а сейчас уже на пенсии. Любит Перебродье. Разговаривает в основном на белорусском языке, интересуется народной песней.
Обо всем этом и о многом другом приехавший из Минска собеседник рассказал мне на праздновании Дня города Миор. Стаж работы авиадиспетчером у Виктора Чепуленка – более тридцати лет. Как и брат Вадим, который младше его на 10 лет, учился в Перебродской школе. Оба окончили ее с золотыми медалями и пошли по одной профессиональной стезе. Виктор поступил в Ленинградскую академию гражданской авиации, а брат – в Минский радиотехнический институт, а затем – в украинскую летную академию в Кировограде.
– Я 100 часов отлетал штурманом на учебных Ан-24 и Ил-18, – вспоминает Виктор Чепуленок. – Управляли мощными машинами опытные пилоты летного отряда академии. А я учился ориентироваться на местности, определять маршрут и местоположение самолета.
После окончания академии с отличием должен был ехать в Москву по распределению. Но был перенаправлен в Вильнюс. В столице Литвы был авиадиспетчером Вильнюсского районного диспетчерского центра. Спустя 13 лет переехал в Минск.
Сейчас Виктор работает вместе с братом. Очень нравятся виды, которые можно наблюдать каждый день из окна.
– Проще говоря, следим за тем, чтобы самолеты в небе не сблизились на опасное расстояние, – объясняет он. – У каждого диспетчера, а их в моем подчинении 18, несколько мониторов перед глазами. Ведется наблюдение и за погодными условиями в аэропорту. Информация об этом обновляется через каждые тридцать минут.
Умная техника следит практически за всеми процессами в небе и на взлетной полосе. Но рядом с мониторами лежит бинокль. Сотрудники время от времени отрываются от экранов и смотрят через линзы увеличительного прибора за порядком на аэродроме.
– У нас нет случайных людей, – отмечает Виктор Чепуленок. – Если пилот сидит за штурвалом только одного самолета, то авиадиспетчер – за несколькими сразу. Многим людям вряд ли по душе придется такая работа.
Небо Беларуси ежедневно находится под чутким контролем смены авиадиспетчеров Виктора Чепуленка или его коллег. И все будет в порядке, пока их внимательный взор направлен в небо, а воздушными крейсерами управляют опытные пилоты.