Автор: . Дата создания:

В небе над Миорами, судя по словам руководителя полетов Минского районного диспетчерского центра Виктора Чепуленка, отнюдь не пусто.Над неприметным райцентром пролегают воздушные пути самолетов из многих стран мира. Даже из Арабских Эмиратов в Америку и Канаду «Боинги» летят транзитом через Миорщину. Эти места авиадиспетчер любит. Родился в Перебродье и сейчас, даже будучи очень занятым человеком, приезжает навестить отца Марьяна Иосифовича.

– Ему уже 80 лет, – рассказывает Виктор Чепуленок, – но по 8 километров каждый день на велосипеде проезжает без проблем. Часто его видят прогуливающимся по деревне. Раньше был электриком в местном колхозе, а сейчас уже на пенсии. Любит Перебродье. Разговаривает в основном на белорусском языке, интересуется народной песней.

Обо всем этом и о многом другом приехавший из Минска собеседник рассказал мне на праздновании Дня города Миор. Стаж работы авиадиспетчером у Виктора Чепуленка – более тридцати лет. Как и брат Вадим, который младше его на 10 лет, учился в Перебродской школе. Оба окончили ее с золотыми медалями и пошли по одной профессиональной стезе. Виктор поступил в Ленинградскую академию гражданской авиации, а брат – в Минский радиотехнический институт, а затем – в украинскую летную академию в Кировограде.

 – Я 100 часов отлетал штурманом на учебных Ан-24 и Ил-18, – вспоминает Виктор Чепуленок. – Управляли мощными машинами опытные пилоты летного отряда академии. А я учился ориентироваться на местности, определять маршрут и местоположение самолета.

После окончания академии с отличием должен был ехать в Москву по распределению. Но был перенаправлен в Вильнюс. В столице Литвы был авиадиспетчером Вильнюсского районного диспетчерского центра. Спустя 13 лет переехал в Минск.

 Сейчас Виктор работает вместе с братом. Очень нравятся виды, которые можно наблюдать каждый день из окна.

– Проще говоря, следим за тем, чтобы самолеты в небе не сблизились на опасное расстояние, – объясняет он. – У каждого диспетчера, а их в моем подчинении 18, несколько мониторов перед глазами. Ведется наблюдение и за погодными условиями в аэропорту. Информация об этом обновляется через каждые тридцать минут.

Умная техника следит практически за всеми процессами в небе и на взлетной полосе. Но рядом с мониторами лежит бинокль. Сотрудники время от времени отрываются от экранов и смотрят через линзы увеличительного прибора за порядком на аэродроме.

– У нас нет случайных людей, – отмечает Виктор Чепуленок. – Если пилот сидит за штурвалом только одного самолета, то авиадиспетчер – за несколькими сразу. Многим людям вряд ли по душе придется такая работа.
Небо Беларуси ежедневно находится под чутким контролем смены авиадиспетчеров Виктора Чепуленка или его коллег. И все будет в порядке, пока их внимательный взор направлен в небо, а воздушными крейсерами управляют опытные пилоты.

Игорь Мателенок,  студент Института журналистики БГУ.