Около 80% совершенных на бытовой почве уголовных дел, рассмотренных судом Первомайского района Витебска, связаны с пьянством.
«Лиха беда начало»
Смысл этой пословицы заключается в том, что труднее всего начать совершать то ли хорошие, то ли плохие поступки, а дальше – по накатанной. Так произошло и в случаях, о которых пойдет речь ниже.
Вроде два уголовных дела не имеют друг к другу никакого отношения. В то же время они похожи по сути, как близнецы-братья. Когда поведение человека зависит от количества выпитого спиртного, редко когда ситуация заканчивается мирно.
80-летняя Софья Павловна страшно переживала за своего бестолкового 23-летнего внука Виталия (имена изменены). За свою короткую, но бурную жизнь, он успел жениться, обзавестись ребенком, развестись, пристраститься к алкоголю. Парень перебивался случайными заработками, которые тут же пропивал. Каждый приход Виталия бабушка и ждала, и боялась, что он сорвется, надерзит в ответ на ее нравоучения по поводу употребления спиртных напитков. Виталий становился агрессивным, когда бабушка учила его уму-разуму. Пожилая женщина жалела непутевого внука, помогала, чем могла, чтобы тот регулярно выплачивал алименты.
В тот вечер Виталий пришел к бабушке не один. Со своей бывшей женой. Софья Павловна не жаловала избранницу внука, которая также любила погулять и выпить. Вот и в тот вечер она оставила двухлетнего сына со своей матерью, а сама пришла якобы навестить старушку. Софья Павловна не миндальничала, попросила ее уйти. За бывшую вступился внук. Слово за слово, завязалась ссора. В порыве злости Виталий ударил бабушку несколько раз рукой по голове.
Вызвали скорую, которая отвезла пенсионерку в областную клиническую больницу. По поводу полученных легких телесных травм потерпевшая пояснила, что ее избил внук.
Из показаний в суде: «Виталий длительное время не работает, злоупотребляет спиртным. На этой почве у меня с ним происходят скандалы. В настоящее время внук проживает отдельно, я его простила, хочу, чтобы он работал».
В данном случае дело дошло до суда только потому, что таким образом пожилая женщина хотела обратить внимание на спивающегося внука. Судебно-психиатрическая экспертиза подтвердила, что обвиняемый страдает синдромом зависимости от алкоголя (хроническим алкоголизмом) и нуждается в применении принудительных мер безопасности и лечении. Ему назначено наказание в виде общественных работ сроком на 360 часов.
Решение суда не успело вступить в законную силу, как поступил очередной иск на Виталия. Бывшая жена обвинила его в неуплате алиментов. Очередной виток разбирательств…
«Весомый» аргумент
В этой бытовой драме, разыгравшейся между бывшими супругами, «весомым» аргументом стал… нож.
Николай праздновал Яблочный Спас. Как тут не выпить? Опустела одна бутылка, другая. Любитель горячительных напитков только вошел во вкус, а в кошельке было пусто.
Как считают специалисты, необходимо максимально упростить процедуру оформления больных хроническим алкоголизмом
в лечебно-трудовые профилактории.
Не ждать, чтобы они в течение года три и более раз привлекались к административной ответственности за совершенные правонарушения.
– Дай 10 рублей на сигареты, – обратился он к бывшей жене, с которой жил после развода в одной квартире.
– Нет у меня денег, – отрезала Нина, видя, что тот уже не вяжет лыка, а деньги просит на очередную бутылку.
Неожиданно Николай одной рукой обхватил жену сзади. В другой руке он держал нож, который приставил к щеке: «Убью!» – зашипел он. Нина попыталась вырваться. Тогда разъяренный мужчина полоснул ее ножом, оставив кровавый след на ухе и щеке.
От ужаса и боли женщина выскочила на лестничную площадку. От соседей позвонила в милицию.
Когда прошло похмелье, Николай просил у Нины прощения. Дескать, бес попутал. Вернее, не бес, а алкоголь. На момент совершения преступления в крови обвиняемого концентрация алкоголя составляла 3,18 промилле, что означает сильное опьянение.
С учетом всех обстоятельств и того, что бывшая жена не настаивала на суровом наказании мужа, мол, это первая выходка пьяного человека (это обстоятельство считается отягощающим), обвиняемый отделался общественными работами и штрафом.
– К сожалению, как показывает судебная практика, такие выходки для людей, страдающих алкоголизмом, могут стать нормой и привести когда-нибудь к трагедии, – комментирует судья суда Первомайского района Витебска Андрей Андрушенко. – Можно понять пожилую женщину, которая, с одной стороны, переживает за внука, страдающего алкоголизмом, и хочет его вылечить, заставить пойти работать. А с другой, опасается за свою жизнь. Нет никакой гарантии, что однажды пьяный внук не нанесет ей смертельную рану. То же можно сказать и о Николае, который полоснул ножом по лицу свою бывшую благоверную. Женщина всецело зависит от него, поскольку вынуждена делить с ним одну жилплощадь. Таким людям, не совсем потерянным для общества, нужно вовремя оказывать медико-социальную помощь с обязательным привлечением к труду.
Как считают специалисты, необходимо максимально упростить процедуру оформления больных хроническим алкоголизмом в лечебно-трудовые профилактории. Не ждать, чтобы они в течение года три и более раз привлекались к административной ответственности за совершенные правонарушения, как это предусматривает Закон «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них». Чем быстрее придет помощь, тем больше гарантий, что наступит избавление от порока.
Фото из открытых источников.