Для витебчан добраться из пункта А в пункт Б, как правило, не составляет труда. Можно воспользоваться общественным транспортом или вызвать такси, благо сейчас перевозчиков хватает, конкуренция высокая и цены не кусаются. А как с этим обстоят дела в районах?
Тяжела и своя ноша
Когда ездила на учебу из Шумилино в Новополоцк, то как заправский студент, выживающий от сессии до сессии, возила с собой продукты из дома, чтоб гранит науки был не единственной пищей. Около четырех километров от дачи до вокзала приходилось крутить педали, придерживая сумки на руле двухколесного транспорта, причем в любое время года. То ли дело сейчас: позвонил, вызвал такси – и через семь-восемь минут ты уже в нужной точке.
Лет пять, наверное, в родном горпоселке курсируют машины с опознавательными шашечками. Когда узнала, что в Шумилино появилось такси, и удивилась, и обрадовалась: больше не нужно гнать велосипед средь полей и дворов, да и лишнее кило яблок с дачи можно взять, все-таки пакет не в руках нести.
В райцентре такси, надо сказать, – удовольствие не самое дешевое. Подсчитала, что такса – рубль с лишним за километр. Но не при всех дальних поездках плата пропорционально взлетает. Получается, что километраж вторичен, водители сами устанавливают тариф?
Пообщавшись с таксистами, узнала, что в самом начале строго измеряли расстояние, включали счетчики и по ним начисляли плату за проезд. Но потом установили фиксированную цену за поездку в пределах горпоселка и в близлежащие окраины: 2 и 4 рубля соответственно. В Витебск домчат за 30 рублей.
В сравнении с областным центром такса порой выше, например, от железнодорожного вокзала до Медцентра доезжаю за 3,80 руб., иногда за 4. Если верить интернет-картам, то это порядка 6,5 км, а в Шумилино четверку отдаю за 3,5 км.
Решила сравнить цены в других райцентрах. Оказалось, что они почти везде одинаковые. В Орше, Чашниках, Лепеле за километр нужно выложить порядка рубля, иногда постоянным клиентам бывают скидки, но это опять же на усмотрение таксиста.
Выгодно, но не для всех
Востребованы услуги такси и у жителей деревень, притом что основным средством передвижения для многих из них все еще остаются автобусы и маршрутки. К примеру, из деревень на границе Бешенковичского и Витебского районов приехать большим семейством в областной центр проще и быстрее на машине с шашечками: пока доберешься до райцентра, а потом в северную столицу, пройдет немало времени. Поэтому на шопинг в город некоторые семьи отправляются на такси.
Как рассказали собкоры «ВВ», в Верхнедвинске, Браславе, Поставах, Глубоком тоже курсируют заказные легковушки. Там индивидуальные предприниматели чувствуют себя уверенно, нередко выезжают в деревни и агрогородки. По отзывам жителей, удовольствие это не из дешевых, но когда нет личного авто, а нужно срочно куда-то приехать или доставить тяжелые покупки, скупиться не приходится.
Зачастую таксисты устанавливают фиксированные тарифы, которые в сравнении с Витебском разнятся в полтора-два раза. Не кусаются цены лишь там, где есть конкуренция. К примеру, в Глубоком средняя стоимость поездки 4 – 5 рублей, причем не привязана к километражу.
Услуга за услугой
Кроме частного такси, в районах территориальные центры социального обслуживания населения нередко оказывают услуги подвоза. Как правило, бесплатно, но для определенной группы жителей – ветеранов войны или инвалидов. Воспользоваться безвозмездной помощью можно, чтобы добраться до поликлиник и больниц, на значимые культурно-массовые мероприятия, как, например, парад в День Победы. На рынок, в кино или булочную это «такси» не везет. Так, жители Оршанщины из числа инвалидов Великой Отечественной могут бесплатно воспользоваться легковым автомобилем и микроавтобусом со специальным подъемником для колясочников. На данные услуги в среднем поступает
10 – 15 заявок в месяц.
ТЦСОНы, которые получили лицензию на оказание платных услуг, помогают и в других случаях, однако уже за деньги. Скажем, если пенсионер приобрел стройматериалы, но их не на чем доставить домой, он вправе обратиться в районный центр соцобслуживания и заказать автомобиль. В Орше такая услуга обойдется в 4,8 рубля за час работы плюс 25 копеек за каждый километр.
«Газель» с подъемником есть и в распоряжении ТЦСОНа Витебского района, но здесь только разрабатывают документацию на оказание платных услуг, так что спецтранспорт предоставляют бесплатно и лишь для поездки в учреждения здравоохранения.
А вот в Шумилино транспортные услуги ТЦСОНа обойдутся в 5,98 руб. за час и 34 копейки за километр. Здесь на ходу микроавтобус, который чаще всего доставляет заказчиков в поликлинику, театр, привозит стройматериалы на район.
Как рассказали в главном управлении торговли и услуг облисполкома, цена на социальные транспортные услуги устанавливается исходя из многих факторов, основные из которых – спрос и конъюнктура рынка. В целом же в нее включают всё: амортизацию автомобиля, стоимость топлива, зарплату водителя, налоги, которые платит центр.
Вот и получается, что цены разнятся от района к району.
Фото из открытых источников.