Родом Владимир Валентинович из Удмуртии, откуда и «Бурановские бабушки». Затем вместе с родителями, которые по зову сердца отправились осваивать целину, переехал в Казахстан. Детство прошло на озере Балхаш, в местах, где разрабатывали рудники. В свое время балхашская медь была зарегистрирована в качестве эталона на Лондонской бирже цветных металлов, славилась и чеканка тамошних мастеров. В каждой организации был художник-оформитель, который занимался художественной обработкой металла. Владимир Шуткин в юности тоже решил освоить этот вид ремесла.
– Раз десять делал одну работу, пока мастер ее принял, – вспоминает Владимир Валентинович.
Недавно на выставке в Докшицком Доме ремесел было представлено 30 его работ в технике чеканки. По словам мастера, в последнее время он редко занимается этим видом творчества. Переключился на кузнечное дело. Создал семейную артель, в которую вошли сын и два зятя.
Если сын Дима с малолетства стоял возле отца и с интересом смотрел, как раскаленное железо становится мягким будто пластилин, то мужья дочерей приобщались к ремеслу постепенно. А теперь могут все сделать: и кованую решетку с резными лепестками, и мангал, и железную розу.
На одной из стен дома, отведенного под мастерскую, Владимир Шуткин вывесил кованые изделия. Некоторые сам находил, некоторые, зная его увлечение, привозили знакомые. Владимир Валентинович с восхищением рассказывает о работах старых мастеров, создававших вроде простые, но уникальные вещи. Например, кованые весы, которые сегодня могут украсить любой антикварный салон.
В семье Шуткиных принято дарить друг другу вещи, сделанные своими руками: красивую садовую скамейку, качели, металлический почтовый ящик или котел для нового дома. Все изделия выполнены с любовью, потому особо дороги. Заказчиков у индивидуального предпринимателя немало. Кому нужны духовки, печи в баню, мангалы, кому решетки, кованая мебель. Обращаются дачники, которые хотят красиво обустроить загородный дом, из Минска приезжают. Владимир Валентинович изготовил крест, который установлен на въезде в Докшицы. В райцентре есть и другие его работы: ажурная арка возле загса, ворота у храма, кованый черный тюльпан на памятнике воинам-интернационалистам. Он также сделал ограду для церкви в агрогородке Торгуны, откуда родом его жена. Белорусская красавица в свое время уговорила Владимира Шуткина переехать на Витебщину.
– Поначалу домой тянуло, но меня так хорошо приняли, на работе ценили, так что быстро прижился, – говорит Владимир Валентинович.
А как не ценить работника с золотыми руками и пытливым умом? На работе в ПМК был в числе передовиков, затем освоил газосварку, трудился на стройках, по направлению Союза молодежи ездил в Польшу, возводил метро. Одно время печки клал, нутрий разводил, научился шкуры выделывать.
– В Докшицах учился этому делу у татарина, который принял меня за своего. Потом решил сам шапки шить из меха. Ездил в Удмуртию, где жила настоящая мастерица. А когда мода на меховые ушанки прошла, пришлось бросить это занятие, – вспоминает Владимир Шуткин.
Последние 11 лет он основательно занялся кузнечным делом. Оно стало и бизнесом, и увлечением. Мастер в обычной железке видит деталь для будущего произведения. Так ножки от бочки использовал для железной свиньи, деталь от какого-то станка стала царевной-лягушкой. На раздумье навели и железные пружины, из которых может получиться интересный объект.
– Насобирал старых жерновов, хотел выложить двор, а потом подумал: люди на них хлеб мололи, а я буду ногами топтать. Решил: пусть просто так лежат, как свидетельства истории, – поясняет Владимир Шуткин.
У семьи – своя история. Сейчас строят дом для младшей дочери. Владимир Валентинович сам корректировал проект, и в этом деле он тоже знает толк. Сын и старший зять готовят подарки на новоселье – варят, куют в мастерской.
Так получилось, что дети подарили Владимиру Шуткину пять внучек, но он не сетует, говорит, что, может, еще и внук родится. А если и нет, то девочки вырастут, приведут в дом мужей, и семейное дело, начатое еще отцом Владимира Валентиновича, продолжится.
Фото Дмитрия ОСИПОВА