«Это нужно не мертвым — это надо живым!» - эта поэтическая строчка из «Реквиема» Роберта Рождественского очень точно обобщает рассуждения Сергея Седина о долге нашего поколения перед павшими в годы Великой Отечественной войны. Он много лет занимается увековечиванием памяти защитников Отечества. И делает это не по служебным обязанностям, общественной нагрузке, а по зову сердца. На вопрос: что его заставляет посвящать свое свободное время этой работе — отвечает: каждый боец, отдавший жизнь за наше мирное настоящее, не должен быть забыт. И извиняется за высокопарные слова, но по-другому он не может сказать и, главное, жить.
О Сергее Седине мне рассказали в филиале «Витебские электросети» РУП «Витебскэнерго», где он трудится. Мало кто из коллег знает о его поисковой работе. Сергей Сергеевич не считает это чем-то исключительным. По его убеждению, делает то, что должен обычный человек. Увы, в жизни не всегда так. И, к сожалению, Сергей Седин порой встречался с формализмом тех, кто должен заниматься данной работой.
Сам не может вспомнить, что лично для него стало отправной точкой. О войне он знал не столько по школьным учебникам, сколько по рассказам отца, бывшего партизана. Часто за семейным столом вместе с братьями слушал его воспоминания о погибших товарищах. А потом, работая в МЧС и бывая в разных регионах, Сергей Седин видел безымянные могилы, отмеченные красной звездой, мимо которых не мог равнодушно пройти.
Дома Сергей Сергеевич выделил угол в комнате, где хранит кипы папок с копиями архивных документов, статьями из книг воспоминаний, переписками с различными инстанциями, фотодокументами по разным воинским захоронениям, требующим внимания. За многие годы он изучил историю боевых действий на Витебщине в годы Великой Отечественной войны, проследил путь сражавшихся здесь армий, судьбу отдельных командиров и простых солдат. Некоторые досье уже можно отнести к архивным, а дела считать завершенными.
К таковым относится установка памятника на воинском захоронении танкистов в деревне Вядерево Бешенковичского района.
– Об этой могиле мне лет пять назад рассказал скульптор Александр Гвоздиков, который ходил на свою дачу мимо деревенского кладбища. Прочел на металлической пирамидке имя лейтенанта Василия Гусева. На Радуницу мы взяли с собой сыновей и убрали мусор возле захоронения. Поиском родных погибшего танкиста занялся председатель Витебского военно-патриотического клуба «Поиск» Анатолий Бурдо. Мы обошли всю деревню, общались со старожилами. Удалось выяснить, что на гражданском кладбище похоронены и другие танкисты. Я также написал письмо в Бешенковичский райисполком о том, что нужно увековечить память воинов, – говорит поисковик.
После двух лет переписки Сергей Седин вместе с Анатолием Бурдо решили установить достойный памятник самостоятельно. К тому времени сменилось руководство района. Новый председатель райисполкома Галина Унукович, занявшая эту должность в 2020 году, активно подключилась к работе по увековечиванию памяти танкистов. Местная власть взяла на себя благоустройство воинского захоронения. Существенный вклад внес и руководитель сельхозпредприятия «Вядерево» Василий Берёзко.
На торжества по увековечиванию памяти танкиста и его боевых товарищей из России приезжали потомки героя.
– Внук Владимир Тумарев написал книгу о своем деде, у меня есть копия рукописи. Я проследил боевой путь
14-й танковой дивизии, в которой служил Василий Гусев. Она выдвинулась на Западный фронт в двадцатых числах июня 1941 года в составе более 9 тыс. человек, 298 танков. А через месяц осталось 10 танков и немногим более трехсот человек личного состава, – рассказывает Сергей Седин.
Недавно он получил сообщение от правнука Василия Гусева, который написал, что будет приезжать на могилу прадеда. И благодарил за память.
Сейчас в центре внимания также в Бешенковичском районе памятник воинской славы вблизи деревни Гнездилово. В этом месте в июне 1944 года соединились войска 39-й армии 3-го Белорусского фронта и 43-й армии 1-го Прибалтийского фронта, сомкнув кольцо окружения группировки противника. Памятник был установлен более полувека назад и не соответствует значимости события.
– Кто проезжает по трассе Витебск – Минск, не может понять, что железобетонная плита является памятным знаком в честь одного из важных эпизодов освободительной операции «Багратион», – говорит Сергей Седин и отмечает большую роль Бешенковичского рай-исполкома в реконструкции памятника.
В районе создан штаб, который организует и контролирует строительные работы. Они проводятся на народные деньги. Средства были собраны в рамках районных патриотических акций, участие в которых, помимо жителей района, приняли и спонсоры из России. Авторами проекта мемориального комплекса выступили скульптор Александр Гвоздиков, архитекторы Александр Михайлюков и Глеб Орловский.
Понятно, Сергей Седин действует не один. Собралась команда единомышленников. В первую очередь Сергей Сергеевич называет Анатолия Бурдо, Андрея Ильюшкина из Лиозно, бывшего начальника Витебского городского отдела по чрезвычайным ситуациям Василия Голубовского.
На Лиозненщине в деревне Шнитки ветераны МЧС, поисковики реконструировали мемориал в честь экипажа танка Т-34, участвовавшего в освобождении района от немецко-фашистских захватчиков. Разыскали в Рязанской области родственников одного из танкистов – гвардии сержанта Ивана Уляхина. Приобрели все необходимое. Сергей Седин сам уложил плитку. Не осталась в стороне и местная власть. Силами районных организаций был наведен порядок на кладбище.
На открытие памятного знака приезжала делегация из России, которая выразила благодарность всем, кто сохраняет в чистоте и порядке это захоронение защитников Отечества.
Военно-патриотический клуб «Поиск», членством в котором гордится Сергей Седин, установил, что в этом же районе в братской могиле в деревне Старь захоронен первый в СССР кавалер трех орденов Славы Митрофан Питенин. Ему совместными усилиями поисковиков и бывших эмчеэсовцев установили мемориальную плиту.
Это воинское захоронение, где покоится прах более тысячи солдат и офицеров, воинов, сложивших головы в борьбе против гитлеровского нашествия, находится на особом счету у местной власти. Три года назад здесь с воинскими почестями были преданы земле останки 36 бойцов Красной армии, которых обнаружили в ходе поисковой работы, проводимой волонтерами из витебского военно-патриотического клуба «Поиск» и служащими 52-го отдельного специализированного поискового батальона.
– Я как поисковик имею право работать на раскопках во время Вахты памяти. Осенью прошлого года она проходила в Витебском районе. Мы прошли 50 метров и через каждые 5 – 8 поднимали бойцов. Страшно и больно осознавать, сколько их погибло, – рассказывает Сергей Седин.
Не дает ему покоя одна одиночная могила солдата войны в Бешенковичском районе. Под березой в нескольких километрах от ближайшей деревни насыпан холмик и стоит металлический памятник. Сергей Седин нашел местную 92-летнюю женщину, которая, будучи подростком, видела, как девушка хоронила молодого бойца. Убивалась. Местные жители ухаживали за могилкой, а теперь деревеньки уже нет, и тропа к захоронению заросла.
– Нельзя так оставлять. Каждый боец должен быть увековечен, – убежден Сергей Седин, который готовит обращение в Военный комиссариат, чтобы собрать необходимый материал.
Возможно, нужны будут раскопки, а также перезахоронение воина.
С болью рассказывает Сергей Сергеевич и о том, как порой не удается пробить бюрократизм людей, пишущих отписки на его обращения.
– Мой земляк из Лепельского района, полный кавалер орденов Славы Федор Занько, – единственный из белорусов, получивший свои награды в воздушных боях. Он вернулся с войны. Местные жители между собой звали его Героем, а его детей – героевы. Он умер
9 мая 1979 года. Я стоял пионером в почетном карауле на его похоронах. Несколько лет назад мы написали письмо, чтобы увековечить память Федора Занько. Получили ответ – его именем названа одна из улиц в Лепеле. Приехал, стал искать – такой нет. Прошло еще несколько лет, обратился на «прямую линию». Ответили – в 2022 году планируется имя полного кавалера орденов Славы присвоить Старолепельской школе. Как я выяснил, администрация школы собрала документы на присвоение имени другого героя, – говорит Сергей Седин.
На 9 Мая он с друзьями ходит не на площадь Победы, а ездит на воинские захоронения по составленному заранее маршруту. Чтобы поклониться памяти павших.
– На мемориалы в центре люди приходят, а эти остаются в стороне, – объясняет Сергей Седин, сын ветерана Великой Отечественной, племянник фронтовика, а также малолетнего узника лагеря «Заксенхаузен».
Память предков и других воинов, сражавшихся за Родину, заставляет его продолжать делать все, чтобы ни один солдат войны не был забыт.
Во время Вахты памяти в Смоленской области Сергей Седин услышал песню, которую пел под гитару один из российских поисковиков. Она запала ему в душу.
Особенно эти слова:
А где была твоя душа, когда замолк твой ППШ,
Когда ты думал: до утра не продержаться.
Когда усталый замполит сказал, что рана не болит,
Сказал, что будем до конца с фашистом драться.
А где была твоя душа, когда, ступая не спеша,
Ты шел, любуясь покорившимся Рейхстагом,
Когда юнец – «слепой фанат» – вдруг поднял черный автомат –
Твой мирный шаг последним сделав шагом!
А где сейчас твоя душа, когда сыны дела вершат,
Когда так радостно и трепетно живется?
Она со мной в одном строю, я с нею часто говорю,
И бесконечной песней разговор наш льется...
Фото Дмитрия ОСИПОВА и из открытых источников