Автор: . Дата создания:

По результатам медицинских осмотров в прошлом учебном году лишь треть школьников Витебщины абсолютно здоровы, у каждого десятого выявлены хронические заболевания. Почему здоровье детей оставляет желать лучшего, разбирался корреспондент «ВВ».

Фаст-фуду - нет

В министерствах здравоохранения и образования Беларуси давно бьют тревогу по поводу здоровья учащихся. Например, накануне нынешнего учебного года Минздрав принял постановление, касающееся питания в учебных заведениях и допустимого веса комплекта школьных принадлежностей. Теперь в буфетах только дважды в неделю продаются высококалорийные мучные блюда - пиццы, смажни и сосиски в тесте.
Острый перец в рецептурах заменен более щадящими организм приправами, например, петрушкой, сельдереем, укропом, луком, чесноком. Вместо столового уксуса для приготовления пищи используется лимонная кислота, яйца - только диетические. Также под запретом напитки из сухих концентратов. Комментируя эти ограничения, медики отмечают, что проблема детского ожирения становится все более актуальной во всем мире из-за употребления рафинированной жирной пищи и малоподвижного образа жизни. По данным Минздрава, около 10% школьников в Беларуси тоже страдают избытком массы тела, плюс примерно столько же - ожирением.

Еще одна мера, направленная на улучшение здоровья учащихся, - уменьшение на полкилограмма ежедневного комплекта учебников и прочих школьных принадлежностей. Так, для учеников 3-4 классов он не должны весить более 2 кг, 5-6 - 2,5 кг, 7-8 - 3 кг и 9-11 классов - 3,5 кг. Для 1 и 2 классов сохраняются прежние требования - не более 1,5 кг. При этом учитывается и вес пустого портфеля: до 700 г - для самых юных учеников, до 1 кг - для старшеклассников.

Но как это работает и кто контролирует? Я лично посетил несколько столовых в витебских школах и убедился, что нынче хот-доги и пиццы там действительно редкие гости. Качество питания на особом контроле санитарных служб, и проблем с выполнением новых требований Минздрава нет. Впрочем, и медики, и учителя в беседе с корреспондентом «ВВ» отмечают, что школьное питание и раньше было примером правильного и сбалансированного. Другое дело, что ребят балуют именно родители, с ранних лет приучая к вредному фаст-фуду.

Тяжел «портфель» науки!

Что касается веса портфелей, то здесь дела обстоят хуже. Вооружившись безменом, я взвесил немало школьных ранцев и, честно говоря, был впечатлен, какие тяжести приходится каждый день носить детям. О выполнении норм по весу и речи нет! Почти у каждого ученика 3-4 класса портфели весят как минимум 3 кило (при норме с учетом веса ранца до 2,7 кг), был даже своеобразный рекордсмен с 5-килограммовой(!) сумкой. Еще больше таскают шестиклассники, у которых мне также удалось провести контрольный замер. Портфели по 4-5 кг (при норме 2,5 кг плюс 700 г сумка) еще не предел! Не меньше 4 кг носят прилежные девятиклассники и 4-5 - одиннадцатиклассники, что в принципе не намного превышает нормативы, но руки оттягивает здорово. Впрочем, нередко в сумках и рюкзаках можно обнаружить вещи, абсолютно несовместимые с учебным процессом - игрушки, видавшие виды кроссовки, сменную обувь, различные гаджеты и даже остатки вчерашнего обеда. Порой впечатляют весом и объемом сами портфели. По словам школьников, за годы учебы они уже привыкли к тяжестям на своих плечах и «почти их не чувствуют». Но если для старшеклассников это еще не так страшно, то малышей просто жалко. Знают об этой проблеме и учителя начальных классов, но, по их словам, взвешивать ранцы, извлекая оттуда ненужные для учебного процесса вещи, они не в состоянии. Притом, что в ряде школ есть возможность для хранения дополнительной литературы, сменной обуви или спортивной одежды, многие дети по привычке все равно предпочитают ежедневно все свое носить с собой. По мнению педагогов, это скорее упущение родителей. Ведь нередко из-за занятости взрослые не удосуживаются регулярно проверять портфели своих чад.

- Для решения проблемы в кабинетах младших школьников должны быть оборудованы индивидуальные шкафчики-ячейки или встроенные шкафы, - комментирует ситуацию заведующая отделением гигиены детей и подростков Витебского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Людмила Маликова. - В большинстве школ Витебщины подобные места организованы, и ученики могут оставить там часть своей ежедневной поклажи. Понятное дело, никто не взвешивает портфели на входе в учреждение образования, об этом следует побеспокоиться родителям. Прежде чем отправить ребенка за знаниями, взрослые обязаны проверить его сумку на предмет перевеса. А наставник во время очередного родительского собрания должен лишь вновь подчеркнуть важность данного аспекта. Ведь лишний вес школьного портфеля рискует отразиться на самочувствии ребенка. Это одна из распространенных причин появления недугов опорно-двигательного аппарата, например, искривления позвоночника. Регулярное ношение тяжелого портфеля увеличивает нагрузку на брюшной пресс, мышцы спины остаются расслабленными, а постоянный дисбаланс в итоге может спровоцировать развитие кифоза.

Специалист советует высчитывать допустимый вес ранца с учебниками, исходя из веса владельца - он не должен превышать 10% его массы. Людмила Маликова подчеркивает, что даже самый маленький ученик должен правильно носить рюкзак на спине, используя обе лямки. Многое зависит и от расписания занятий - в нем должны чередоваться предметы интеллектуального характера с физически активными и эстетическими направленными.

У медиков под контролем

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 60% зависит от образа жизни, на 20% от окружающей среды, на 8% от наследственности и на 12% от уровня здравоохранения.

Благодаря внедрению ежегодной диспансеризации наравне с обязательными профилактическими медосмотрами несовершеннолетние как минимум дважды в год осматриваются врачами. По результатам прошлогодних медосмотров школьников Витебщины к первой группе здоровья отнесли 34,4%, хронические заболевания (третья группа) выявили у 11,7% учащихся. Для сравнения, пять лет назад полностью здоровых было 40,7%, хронические заболевания обнаружены у 13%.

- Стоит понимать, что данная статистика вовсе не свидетельствует об ухудшении общего состояния здоровья школьников, - поясняет главный внештатный специалист по медицинскому обслуживанию детей и подростков в учреждениях образования управления здравоохранения облисполкома Людмила Яцко. - Дело в том, что благодаря современным медицинским технологиям, регулярным медосмотрам возросла ранняя выявляемость заболеваний. В последние годы удалось стабилизировать и даже улучшить ситуацию по ряду «школьных» болезней. Значительно реже выявляются заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, язвенная и болезнь 12-перстной кишки, анемии, стабилизировались показатели нарушения осанки и снижения остроты зрения.

По словам специалиста, в начальной школе преобладают болезни органов дыхания, зрения, кожи. К середине обучения возрастает доля заболеваний опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, плоскостопие) и органов зрения (миопия). Последние к окончанию школы лидируют вместе с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также органов пищеварения. Особого внимания заслуживают недуги, уровень распространенности которых в старших классах повышается - миопия, нарушение осанки, анемия, болезни органов пищеварения (29,2%).

- На здоровье школьников влияют социально-экономические, культурные, гигиенические и другие факторы, немало зависит и от внутришкольной среды, - подчеркивает Людмила Яцко. - Здоровая школа - это парта, соответствующая росту ребенка, достаточная освещенность рабочего места, чистый проветренный класс, хороший учебник, удобная форма, правильно составленное расписание, вовремя проведенная физкультпауза, полноценный горячий завтрак и обед в столовой. Как показывает практика, большинство патологий учащихся формируются в течение 11 лет обучения - в период интенсивного роста и развития организма, когда он наиболее чувствителен к любым воздействиям, в частности, стрессовым ситуациям, в том числе неспособностью справиться с учебными нагрузками. Так, с 1 по 11 классы число детей с нарушением осанки, снижением остроты зрения возрастает в 2,5 раза. Но кто сегодня анализирует «физиологическую цену» школьных успехов?Впрочем, по словам медиков, многое зависит и от образа жизни, который ведет юное поколение.

Требуется внимание

По информации Людмилы Яцко, большинство современных детей крайне мало находятся на свежем воздухе: больше трети - менее часа в день, а у 18% учащихся школ и 39% гимназистов вообще на это нет времени. По итогам опросов, 90% школьников страдают хроническим недосыпом из-за чрезмерного увлечения телевидением, Интернетом и гаджетами. Более половины засиживаются за домашними заданиями намного дольше положенных 1,5-2,5 часа в день (в зависимости от класса). Неудивительно, что лишь 60% опрошенных несовершеннолетних чувствуют себя отдохнувшими после выходных.

Специалист советует родителям уделять своим детям больше внимания, особенно их свободному времени. Необходимо вести здоровый образ жизни, сбалансированно питаться, четко соблюдать режим дня и отдыха, не забывать о физической активности, закаливании, психологическом микроклимате в семье.

Не школой единой жив ученик

- Администрация и педагоги каждого учебного заведения заинтересованы в сохранении здоровья детей, - подчеркивает заместитель директора по учебной работе витебской СШ №28 Ольга Шпанькова. - На это работает вся система образования под жестким контролем санитарных и медицинских служб. В то же время огорчает позиция некоторых родителей, которые убеждены, что чем старше их дети, тем меньше внимания со стороны взрослых они требуют. В результате учащиеся чаще всего «отдыхают» у компьютера или телевизора, не спят по ночам, не занимаются спортом, неправильно питаются дома, а когда «вдруг» ухудшается здоровье - виновата школа.

По словам заместителя директора, в школе многое делается многое для сохранения здоровья детей: почти везде модернизирована система освещения, многие классы обеспечены регулируемой мебелью, которая подстраивается под каждого ученика, здесь почти стопроцентный охват учащихся горячим питанием, при необходимости, по рекомендации медиков, столовая даже обеспечивает детей диетпитанием, спортивные залы открыты до позднего вечера, огромный выбор разнообразных кружков и секций.

- Во всех учреждениях образования области неукоснительно соблюдаются требования санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», - подтверждает и начальник отдела общеобразовательной подготовки управления образования облисполкома Елена Богданович. - Обязательно контролируется соблюдение температурного, светового режимов, графика проветривания и уборки ученических помещений, рекреаций, требований, предъявляемых к мебели и ее расстановке.  

В управлении образования рассказали, что ученическое сейчас составляется с учетом шкалы трудности учебных предметов, максимально допустимой недельной нагрузки и с соблюдением длительности перерывов. Контрольные работы в учреждениях образования проводятся в соответствии с графиком, утвержденном их руководством, и не более чем по одному предмету в день в одном классе. Даже факультативы возможны лишь в дни с наименьшим количеством учебных занятий.

Елена Богданович сообщила, что учителя обязаны на каждом уроке проводить с учащимися упражнения для глаз. Основы здорового образа жизни, правила и нормы гигиены сегодня заложены в программы большинства учебных предметов, дети массово посещают факультатив «Основы безопасности жизнедеятельности».

- В большинстве учреждений образования активно используются здоровьесберегающие технологии, везде созданы условия для обеспечения безопасности школьников, - отметила Елена Богданович. - Но стоит понимать, что только совместными усилиями всех заинтересованных служб и, конечно, родителей, мы сохраним здоровье наших детей в будущем.