Автор: . Дата создания:

Эта фотография, которая хранится в фондах областного краеведческого музея, сделана в день освобождения Витебска – 26 июня 1944 года. На снимке, как свидетельствует подпись на обороте, изображены секретарь Витебского ОККП(б)Б и председатель Витебского облисполкома товарищи Стулов и Рябцев. Автор фото – майор (фамилия написана не совсем разборчиво, но скорее всего – Попель) запечатлел тогдашних руководителей области на площади Свободы.

Илья Рябцев был первым председателем Витебского облисполкома. Этот пост он занимал с 1940 по 1944 год. Когда была образована Витебская область, первоначально руководить ей назначался председатель Организационного комитета Президиума Верховного Совета Белорусской ССР по Витебской области. В 1938 году это был Сергей Мельников, в тот же год его сменил Иван Крупеня, а в 1939-м – Илья Рябцев. В 1940 году эту должность упразднили и ввели пост председателя облисполкома.

В годы оккупации Беларуси Илья Рябцев входил в Витебский подпольный областной комитет КП(б)Б. С 1950-х годов был одним из руководителей в системе сельского строительства республики.

Иван Стулов в 1938 году прибыл в Беларусь из Москвы и возглавил Витебский обком КП(б)Б (до июля 1944 года). Во время Великой Отечественной войны он – член Военного Совета 4-й ударной армии. Завершил военную службу в звании полковника РККА. После войны вернулся в Москву, где работал преподавателем политической экономии в различных учебных заведениях.

Исторический снимок, как рассказала главный хранитель фондов краеведческого музея Ольга Давидовская, передала в 1965 году участник Великой Отечественной войны, руководитель подпольной группы, а на то время директор витебского Дома техники Вера Кулагина.

Вера Семеновна также знаменательная личность. В подполье у нее была кличка «Лиса», так как, будучи разведчицей, она с помощью хитрости могла добыть нужные партизанам сведения. После войны Вера Кулагина активно включилась в работу по восстановлению разрушенного Витебска. Была на комсомольской и партийной должностях. Уйдя на пенсию в 1993 году, продолжала вести большую общественную работу, с 1990 по 2005 год была председателем и до последних дней почетным председателем Витебской городской организации общественного объединения «Белорусский союз женщин».

За значительный вклад в развитие областного центра Вере Кулагиной присвоено звание «Почетный гражданин города Витебска», на доме на улице Урицкого, где она жила последние годы, установлена мемориальная доска. В следующем месяце исполнится 100 лет со дня рождения Веры Семеновны.

К слову, в областном музее имени Героя Советского Союза Миная Шмырёва хранится ее фото, датированное 26 июня 1944 года, сделанное также на площади Свободы.

В музейных фондах областного центра находится несколько снимков, сделанных в первый день освобождения Витебска. Об одном, снятом фронтовым фотокорреспондентом Михаилом Савиным, три с половиной года назад писал в «Витебских вестях» краевед Аркадий Подлипский. В публикации он приводил воспоминания известного поэта Александра Твардовского: «Витебск! У него своя, особая история возвращения в семью советских городов. Скаты и гребни холмов на подступах к нему в течение долгих месяцев несли на себе тяжкий груз того, что называется линией фронта. Воронка в воронку издолблена и исковеркана эта земля, вдоль и поперек изрыта, изрезана траншеями, захламлена ржавым, горелым и ломаным железом. Надписи и даты, выведенные на скромных могильных дощечках у дорог к Витебску, – напоминание о жестоких зимних боях за город… Глубоко в улицах города наши бойцы. Отчетливое «ура», бомбежка нашими самолетами окраины города, пулеметные очереди… Витебск, 12 часов, 26 июня».

А вечером того же дня по радио передавали поздравление войскам, освободившим Витебск, сообщали о торжественном салюте 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий.

Город был сильно разрушен. Сохранились лишь 7 % предвоенного жилого фонда. На момент освобождения в Витебске осталось только 118 жителей. Вскоре после войны областной центр посетили представители союзников – американцы. Увидев разрушенные улицы города, они выразили мнение о невозможности его восстановления: «Это мертвый город. Ему пришел конец. Нет такой силы, которая вернула бы ему жизнь».

После войны областной центр восстал из пепла, возродился и сегодня восхищает своей красотой жителей и многочисленных гостей из разных стран мира.