Автор: . Дата создания:

В 1990 году, будучи слушателем Военно-политической академии им. Ленина в Москве, я участвовал в социологическом исследовании по изучению мнения общества об «афганцах». Опрашивали представителей основных социально-демографических групп населения СССР. Думаю, сегодняшнему читателю будет интересно познакомиться с его результатами.

Жестокие или мужественные?

Как афганская война повлияла на тех, кому пришлось пройти через нее? Более двух десятилетий назад мнение о том, что война сделала «афганцев» равнодушными, циничными, разделяло около 5% опрошенных. Война сделала их жестокими, склонными к насилию, считали 11%. Нет — стойкими, мужественными, полагали другие, их 16%.

Наиболее распространенным ответом на вопрос о влиянии войны на воинов-интернационалистов был такой: «война искалечила их души». Так считали более половины (54%) респондентов. Люди, выносящие такой приговор войне, были суровы и к обществу. Они, в особенности женщины, чаще прочих считали, что оно с черствостью относится к ветеранам.

Война — не школа

В том, что афганская война — школа мужества, высказалось 37%, это те юноши, кто не знал другой школы, кроме средней. Среди прошедших ту войну и просто отслуживших в армии большинство утверждали: война делает мужчин стойкими и мужественными.

Люди зрелого возраста были настроены более скептично насчет подобного влияния войны — среди женщин в возрасте «солдатских матерей» (от 40 до 49 лет) таких 6%, а среди «солдатских отцов» их практически не было. Правда, суждения пожилых мужчин старой закалки были аналогичны мнениям их внуков. Среди них более 30% верили в благое влияние войны на душевные качества ее участников.

Мнение о том, что война сделала «афганцев» нетерпимыми ко злу, разделяли 17% опрошенных.

Солдатские матери

В опросе принимали участие в основном женщины, сыновья которых в армии погибли или утратили здоровье. Но и вообще женщины в возрасте «солдатских матерей» вдвое реже, чем женщины в целом, считали, что общество относится к «афганцам» с любовью и уважением и вдвое чаще были уверены в обратном — в том, что общество относится к ветеранам Афганистана со страхом и неприязнью. Эти же женщины чаще других выступали за увеличение льгот участникам той войны.

Опять в строй?

На вопрос о том, где наилучшим образом могут найти применение навыкам и жизненному опыту вернувшиеся с войны в Афганистане, одна треть респондентов ответила — «в любом деле». Среди остальных почти 20% назвали такое дело, как воспитание молодежи. Впрочем, та самая молодежь, которой предстояло бы попасть в воспитуемые — юноши до 20 лет, —  особого энтузиазма по поводу такого предложения не высказала.

Почти 20% сочли, что наиболее подходящим занятием для вернувшихся из Афганистана будет участие в добровольных отрядах по охране порядка. Около 16% предлагали продолжить службу в профессиональных воинских формированиях. А вот среди женщин больше было высказываний против того, чтобы «афганцы» продолжили службу и работу в любых силовых структурах.

44 процента любви

На вопрос «Как, по вашему мнению, общество в целом относится к тем, кто воевал в Афганистане?» треть опрошенных заявила, что общество относится к «афганцам» с черствостью. Еще 5% сочли, что люди относятся к ним со страхом и неприязнью. 44% дали ответ — с уважением и любовью.

И еще. Более половины принявших участие в опросе однозначно заявили, что война в Афганистане была ошибкой правительства и совсем не обязательной.

С тех пор, как последний советский солдат вернулся с той войны, прошло без малого 25 лет. Многих «афганцев» уже нет рядом с нами, выросло новое поколение, которое о той необъявленной войне знает понаслышке. Интересно было бы узнать их мнение о тех событиях и людях, честно выполнивших свой воинский и интернациональный долг.