Автор: . Дата создания:

Недавнее происшествие в Гродно зацепило многих. Двое подростков ради развлечения погасили Вечный огонь на Братской могиле. Точнее, пока один заливал пламя напитком, второй снимал происходящее на телефон. Затем свой «прикол» ребята выложили в интернет. Видимо, таким образом парни решили хайпануть. Правда, вряд ли они ждали столь быстрой реакции правоохранительных органов на скандальный видеосюжет: личности юных вандалов через час установили, а наутро их уже задержали.

Если кто пока не знает, на современном сленге хайп означает шум в СМИ и соцсетях вокруг какой-либо темы, предмета или персоны, быстрый и громкий успех. Но поскольку еще старуха Шапокляк пела, что «хорошими делами прославиться нельзя», часто молодежь пытается заявить о себе, совершая поступки неразумные или неблаговидные. Идея не нова на самом-то деле: в 356 году до нашей эры ее, можно сказать, «запатентовал» Герострат, имя которого осталось в истории лишь потому, что он сжег знаменитый храм Артемиды в Эфесе. Сегодня молодежь ищет не менее скандальные пути к славе. Кто-то, например, рискует собственной головой, ведя репортажи с опасной высоты или на большой скорости. А кто-то, как в Гродно, решает надругаться над святынями. Кстати, в последнем случае парням грозит весьма реальное наказание по одной из статей Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Зато славы у них теперь – хоть отбавляй. Не только Гродно – вся страна говорит, и по телевизору показывают. Вот только есть подозрение, что ребята вряд ли мечтали о популярности в комплекте с уголовной ответственностью.

У каждого времени свои кумиры. И как бы ни стремились подростки к самостоятельности, сколько бы ни заявляли, что хотят быть ни на кого не похожими и не желают никому подражать, однако факт остается фактом: сознательно или нет, но юное поколение обычно выстраивает свое поведение, беря за основу какую-то значимую личность. Если 60 лет назад, после первого полета человека в космос, дети через одного мечтали стать космонавтами, то сейчас с таким же энтузиазмом они мечтают быть блогерами и стримерами или, на крайний случай, артистами. Оно и неудивительно: как много людей способно сходу назвать хоть парочку нынешних космонавтов? То-то же. Зато блогеры, актеры, певцы постоянно мелькают и на телевидении, и еще чаще -- в интернет-пространстве. Одеваются модно, отдыхают красиво, и мнение у них спрашивают по любому поводу, и уголь в шахте тяжелым трудом при этом добывать не надо – вполне логично, что дети хотят жить так же. В Витебске на улицах и в парках я все чаще встречаю ребят, которые не просто так на роликах катаются или с друзьями гуляют – они снимают видео для интернета. В 10, 12, 14 лет мальчишки и девчонки еще сами не так много умеют, но уже учат других, чтобы успеть раскрутиться, набрать лайков, завоевать подписчиков. Многие начинающие блогеры искренне уверены, что образование им не особенно нужно. И в чем-то они даже правы. У детей перед глазами масса примеров так называемых звезд, которые сегодня совсем не стесняются демонстрировать свою необразованность и даже кичатся ей: мол, не читал Булгакова и Достоевского, зато я живу красиво-богато, а умники только и могут, что этой жизни завидовать. И ладно бы пробелы в кругозоре и воспитании объяснялись непростой судьбой, как, к примеру, у Дани Милохина, -- так нет, зачастую речь идет о молодежи из вполне благополучных семей, где хватало возможностей для развития. Зато, видимо, не хватило чего-то другого.

Однако пропиарили сомнительных кумиров, сделали центром внимания все-таки не дети. Юное поколение, по большому счету, лишь стало потребителем продукта, созданного взрослыми. А как известно, что посеешь – то и пожнешь. Сложно привить подрастающему поколению культуру речи, пока со сцены звучат песни с нецензурными словами.

Сложно объяснить ценность человеческой жизни и цену Великой Победы, когда популярные персоны даже в соседних с нами странах во всеуслышание говорят об этом пренебрежительно.

Но сложно – не значит невозможно. Поэтому, например, совершенно оправдано сегодня повышенное внимание к событиям далекой Великой Отечественной войны. Причем детям об этом должны рассказывать не только СМИ и педагоги, но и дома мамы с папами. А еще неплохо было бы исправить перекос популярности, чтобы в центре внимания оказались не наиболее эпатажные, а самые умные, креативные, трудолюбивые, высокопрофессиональные. Возможно, тогда дети осознают, что действительно достойно уважения. Реальность – это все-таки не тысячи лайков под вызывающим видео. Настоящая жизнь – дома, в которых мы живем, машины, в которых ездим, дороги и мосты, которые нас соединяют, еда у нас на столе, и наша одежда, и интересные книги, и прекрасная музыка – создается не постами в соцсетях. Да, чтобы сделать нечто настоящее, потребуются знания, умения и время. Но зато и славу это принесет достойную, настоящую, а не такую, как у Герострата.

Фото из открытых источников.