Автор: . Дата создания:

В эту субботу, 5 июня, три предприятия Витебского отделения Белорусской железной дороги — Станция Полоцк, Локомотивное депо Полоцк и Полоцкая дистанция пути — отметят 155-летие. Отсчет своей истории они ведут с момента открытия движения на первом участке железной дороги от Динабурга до Полоцка в 1866 году.

Поезд прибывает на станцию Полоцк 

Первым поездом, принятым на Станцию Полоцк в 1866 году, был пассажирский поезд Динабург – Полоцк. В конце первого десятилетия XIX века было открыто железнодорожное сообщение из Бологого через Невель и Полоцк на Седлец. В город прибывали пассажирские поезда из Динабурга, Риги, Варшавы, Витебска, Москвы, Петербурга и Седлеца.

За полтора века Станция Полоцк не только преобразилась внешне, но и претерпела существенные изменения по объему и характеру деятельности. Работая на несколько направлений – Витебск, Молодечно, Даугавпилс и Невель, – она сочетает функции грузовой и пассажирской, является местом передачи грузов, вагонов и контейнеров по железной дороге через Государственную границу Республики Беларусь.

Как рассказал начальник Станции Полоцк Максим Стужук, именно здесь впервые на Белорусской железной дороге была внедрена микропроцессорная централизация стрелок и сигналов, что позволило обеспечить безопасность движения поездов и повысить оперативность управления перевозочным процессом. Большое внимание на станции уделяется обслуживанию пассажиров: для них создана развитая инфраструктура и оказывается комплекс услуг.

Коллектив Станции Полоцк с успехом решает производственные задачи. И отличным подарком к 155-летию стала победа в отраслевом соревновании коллективов Белорусской железной дороги. Вокзал станции трижды признавался лучшим в республиканском смотре санитарного состояния и благоустройства железнодорожных вокзалов. «Все наши достижения – результат работы профессионалов, опытных, надежных, преданных своему делу специалистов», – уверен Максим Андреевич.

Гордость Станции Полоцк – почетные железнодорожники – ветераны предприятия Сергей Жуковец, Раиса Вежновец, Виктор Бурец, Владимир Иванько. В настоящее время на станции достойно трудятся продолжатели династий железнодорожников Стужук, Федоренко и Азарёнок.

От ремонтной мастерской до современного депо 

Параллельно открытию железнодорожного движения на участках от Динабурга до Полоцка и от Полоцка до Витебска шло создание на станциях мастерских для ремонта и обслуживания паровозов и вагонов.

В летописи Локомотивного депо Полоцк сохранились интересные сведения. Например, о том, что первые пассажирские поезда двигались со скоростью 30 верст в час, грузовые – 20 верст в час. Во время Октябрьской революции, Гражданской войны паровозный парк депо был почти полностью разрушен. Но с 1 мая 1920 года депо получило новую жизнь: в ходе первого коммунистического субботника ремонтировали паровозы, приводили в порядок территорию, заготавливали дрова. В 1923 году предприятие было восстановлено. После Великой Отечественной войны построили новые здания депо со смотровыми канавами, установили скатоопускник. С годами вводились в эксплуатацию более мощные грузовые паровозы, которые затем перевели на жидкое топливо, что позволило удлинить участки обслуживания. Парк депо пополнялся тепловозами, дизель-поездами, шло освоение новых технологий производства работ, велась реконструкция цехов, вводились в строй новые производства.

В копилке наград коллектива и его подразделений дипломы лауреата дорожной премии имени машиниста В. Яцкевича за устойчивую безаварийную работу при высокой дисциплине труда, дипломы Белорусской железной дороги и Белорусского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей.

– Всего в нашем коллективе трудятся 780 человек, – говорит начальник Локомотивного депо Полоцк Алексей Сёмченко. – Около 320 из них – в составе локомотивных бригад. В структуре предприятия есть два цеха ремонта тепловозов, цеха по ремонту малых электрических машин, по ремонту и изготовлению якорных обмоток, электромашинный и ремонтно-вспомогательные, оборотное депо на станции Крулевщизна. Добросовестное выполнение своих обязанностей – главная задача каждого работника депо.

По пути обновления 

Полоцкая дистанция пути также ведет отсчет своей истории с 5 июня (по новому стилю) 1866 года.

В то время рельсовое хозяйство предприятия (тогда – участка) состояло в основном из рельсов легких типов, деревянные шпалы укладывались непропитанными на песчаное основание. После строительства Риго-Орловской и Николаевской железных дорог были созданы 15-й участок пути с границами Бигосово – Сиротино и Невель – Громы и остановочный пункт в Кстах. Впоследствии участок менял свои границы, Полоцкая дистанция пути не раз переименовывалась, а инфраструктура ее путевого хозяйства обновлялась.

В настоящее время предприятие обслуживает две внеклассные железнодорожные станции Полоцк и Новополоцк,  участки Шумилино – Полоцк – Бигосово, Алёща – Полоцк – Фариново, Ксты – Новополоцк. Это 238,3 км главного пути, 177,4 км станционных и 48,9 км подъездных путей, 65 железнодорожных переездов. В пути в основном уложены рельсы  тяжелого типа, железобетонные шпалы, а скорость движения поездов составляет до 120 км/ч для пассажирского движения и до 80 км/ч – для грузового.

Если раньше труд монтеров был в основном ручным, то теперь им на помощь пришли путевые машины. Но самым главным ресурсом и в обеспечении качественного обслуживания путевого хозяйства остается профессионализм работников.

– В Полоцкой дистанции пути много специалистов с высшим, средним специальным и профессионально-техническим образованием – опытных, ответственных и добросовестных путейцев, – рассказывает начальник дистанции пути Петр Мазур. – Их труд в совокупности с обновлением материально-технической базы дает возможность успешно выполнять поставленные производственные задачи, обеспечивая безопасность движения поездов.

В разные годы Полоцкую дистанцию пути возглавляли П. С. Подзин, В. А. Разумовский, С. А. Бочаров, С. Е. Жданович, Н. А. Трофимов, А. Н. Янчук, В. В. Томашук, Е. Н. Прокопович, А. А. Гончар. С 2012 года по настоящее время предприятием руководит Петр Мазур.

Фото Оксаны Шуйской и из открытых источников