– Владимир, глядя на ваши раритеты, у меня сложилось впечатление, что я их где-то уже видел.
– Вполне. Ведь вы из того поколения, которое помнит замечательный индийский фильм «Бродяга», снятый в 1951 году режиссером и актером Раджем Капуром. В 1980 году этот знаменитый артист в возрасте 56 лет совершал деловую поездку в Лондон. Он вылетел в Туманный Альбион самолетом из Бомбея с посадкой в Москве. В Советском Союзе в это время проходили Олимпийские игры, и границы страны немного приоткрыли. Радж Капур решил до Европы добираться автобусами, чтобы познакомиться с СССР. Проезжая через Лиозно, неожиданно для себя увидел стоявшего у дороги парня, как две капли воды похожего на друга юности англичанина Вилберна. Вили, как он его называл, будучи еще молодым, погиб в автокатастрофе. Радж Капур не поверил свом глазам. Его эмоциональное потрясение было настолько мощным, что он попросил водителя немедленно остановить автобус и решил пообщаться с двойником друга.
Нетрудно догадаться, кто был тем парнем. Прошел всего год, как я вернулся домой после службы в армии. Радж в течение получаса через переводчика беседовал со мной, а когда узнал, что я являюсь участником местного драмтеатра, то его изумлению не было предела. Я успел сказать кумиру женщин, что увлекаюсь коллекционированием различной старины и часов в том числе. На прощание, взяв мой адрес, он сказал, что в будущем меня ожидает приятный сюрприз.
– И вы в это поверили?
– Честно скажу, не прошло и недели, как я забыл об этой встрече. Я был молод и увлечен многими другими делами. Но каково же было мое удивление, когда через три месяца я получил посылку из далекой Индии. Это была даже не посылка, а огромный ящик. Когда его распаковали, то извлекли огромные напольные часы. Там же была записка, из которой следовало, что данные часы были задействованы в съемках фильма «Бродяга». В этом может убедиться каждый, посмотрев киноленту.
– Знаю, что вы, Владимир, будучи большим любителем старины, являетесь мастером на все руки. Об этом свидетельствует и значок «Мастер-умелец», выданный во время службы в армии, это подтверждает и удостоверение за подписью секретаря ЦК ВЛКСМ.
– Да, мне не составило труда отреставрировать старинные часы, которые и по сей день исправно отмеряют время. Бой у этих часов торжественно-тревожный, от которого у моих гостей мурашки по коже.
– А какова история корабельных часов?
– В конце ХIХ – начале ХХ веков в общественной жизни Российской империи наблюдались положительные сдвиги в экономике и свободе личности. Простые крестьяне, имея на руках определенную сумму денег, могли купить у помещика или государства кусок земли в личное пользование. Если поднять архивные документы, то из них можно узнать, что почти все земли в окрестностях современной деревни Замшино Лиозненского района находились в личном пользовании крестьян. И многие крестьяне старались всячески зарабатывать деньги, чтобы их купить. Чаще всего они объединялись в артели, каждый со своими лошадьми, и нанимались к богатею для перевозки грузов между городами, по-старому – «возили клади». Таким нехитрым способом можно было лет за десять насобирать денег на покупку участка.
Но были люди, которые не чуждались различных авантюр для быстрого обогащения. Вот и мой прапрадед Илья решил за короткое время заработать много денег, поехав в далекую Америку на шахты. Он занял определенную сумму под проценты у соседей и благополучно добрался до Англии. Там он купил себе самый дешевый билет третьего класса на трансатлантический пароход «Титаник», и 10 апреля 1912 года отправился из Саутгемптона в Штаты. Совершив остановки во французском Шербуре и ирландском Квинстауне, корабль вышел в Атлантический океан с 1317 пассажирами и 908 членами экипажа на борту. Как известно, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года «Титаник» столкнулся с огромным айсбергом и начал тонуть. Мой прапрадед понял, что пришел его смертный час, а умирать ох как не хотелось. Вся его жизнь промелькнула перед глазами в одно мгновение, и он решил: помирать, так с музыкой. Поскольку огромный пароход погружался в воду довольно медленно, а пассажиры находились в страшной панике, то ему ничего не стоило пробежаться по каютам первого класса и набить свой вещмешок множеством брошенных драгоценностей. Также он успел свинтить со стены корабельные часы.
Не поверите, но моему прапрадеду неслыханно повезло. Его и еще 712 пассажиров затонувшего «Титаника» подобрал пароход «Карпатия». Вернувшись на родину, пращур раздал долги соседям, но, к сожалению, сильно заболел: видимо, сказалось долгое нахождение в холодной воде. Перед смертью Илья передал все прихваченные драгоценности своему сыну Семену, моему прадеду, и строго наказал: ни в коем случае не продавать корабельные часы, а передавать их по наследству в память о нем. Вскоре тот купил себе хороший участок земли у владелицы имения Станиславово. Это были земли с лесом и речкой по обе стороны дороги Замшино–Зосино. В свое время она была довольно оживленной, так как являлась частью старого большака из Витебска на Смоленск. К слову, по ней шли на Москву отдельные части наполеоновской армии, а потом и гитлеровской.
Мой прадед Семен был предприимчивым человеком, недалеко от дороги построил корчму, в которой продавался самогон и нехитрая закуска, на что имелось разрешение. Сгубила его душевная доброта. Он приютил у себя одинокого старика за кусок хлеба и крышу над головой (по нынешним меркам, бомжа), чтобы тот сторожил его заведение. Сделал пристройку, в которой этот старик и жил.
Но в 1937 году сосед Моисей Тихонов (его имя по сей день носит ров за деревней Замшино) написал донос, что Семен использует наемный труд в эпоху социализма. Понятное дело, что его арестовали, и больше моего прадеда никто не видел.
– А как часы попали в ваш дом?
– И мой дед, и мой отец берегли их как зеницу ока. Когда я подрос, как старшему в семье мне их передал отец.
– Пытались ли музеи или коллекционеры выкупить их у вас?
– Весной прошлого года один из любителей раритетов, очень богатый человек из Англии, предлагал мне сто пятьдесят тысяч евро (по семьдесят пять тысяч за каждый). Коллекционер явно лукавил, потому как подобные раритеты на аукционе могут стоить на порядок выше. Поэтому я вежливо отказал ему. К тому же считаю, что деньги сегодня есть, а завтра их уже нет. А вот память – вечна, тем более что эти свидетели старины передаются по наследству.
Р. S. На прощание Владимир Соболев сообщил, что он разрешает гостям не только смотреть на свою коллекцию, но даже дает возможность потрогать, к тому же бесплатно. Это меня удивило, впрочем, как и все мною услышанное. А вас?