Рассказываем о старинном способе ремонта глиняной посуды. Эта самобытная технология изготовления уникальных предметов внесена в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.
-Из 25 элементов нематериального культурного наследия, распространенных на территории Витебщины, девять относятся к ремеслам. В числе последних этот статус присвоен в конце 2023 года оплетению берестой гончарной посуды, – пояснила заведующий отделом традиционной культуры областного методического центра народного творчества (ОМЦНТ) Татьяна Лапкова, которая за личный вклад в сохранение и популяризацию данный технологии удостоена Специальной премии Президента Беларуси деятелям культуры и искусства.
Татьяна по образованию керамист. Окончила Могилевский колледж искусств, затем худграф Витебского госуниверситета имени П. Машерова. В ОМЦНТ трудится семь лет, которые посвятила изучению богатейшего пласта народного творчества региона, возрождению и продвижению аутентичных технологий.
– Витебщина славится мастерами, работающими в разных техниках. Это соломо-, лозоплетение, вытинанка, резьба по дереву, гончарство, вышивка, ткачество и многое другое. Но среди них выделяются роспись на ковре, или маляванка, и оплетение берестой гончарной посуды, которые свойственны именно нашему Поозерью, – отметила Татьяна Лапкова.
Возрожденное ремесло
Традиция использовать бересту для оплетения изделий из глины уходит в эпоху неолита, когда на наших землях впервые появилась керамика. Тогда далекие предки применяли данную технологию для ремонта треснувшей посуды.Кору прикладывали с обеих сторон к поврежденным участкам и закрепляли веревкой. Со временем менялись как технология изготовления керамики, так и методы ее ремонта. Поврежденные сосуды стали скреплять переплетением тонких берестяных лент. Некоторые сведения об этой технологии на Витебщине можно узнать из трудов белорусского этнографа, краеведа Николая Никифоровского. По его сведениям, плетение делалось для прочности на самых разных видах часто новой и неповрежденной посуды: кувшинах, горшках, «чашках» и стаканах, откуда они и получили общее название «берестяные». Черепки, завернутые в бересту, использовали в качестве солонок. Традиция обматывать горшки берестой на долгое время была забыта. И благодаря усилиям областного методического центра народного творчества получила второе рождение.
– Работа началась со сбора информации о технологиях, которые бытовали на территории области. Затем нашлись умельцы, которые хотели бы их возродить. На сегодняшний день оплетением изделий из глины занимаются три народных мастера: Сергей Римдёнок из Шарковщинского района, Анатолий Симанович из Лепельского, Владимир Квашко из Сенненского, а также молодые гончары: Артем Фомин из Глубокого и единственная представительница прекрасного пола – Елена Батарчук из Миорского района. Каждый привнес в старинную технологию нечто свое. Сергей Римдёнок изготавливает малые формы, многие приобретают их в качестве сувениров. В частности, свистульки, которые тоже являются историко-культурной ценностью Беларуси. Получается, двойная ценность. Елена пробивает на бересте орнаменты, – пояснила Татьяна Лапкова.
Изделия «берестяников» Витебщины были представлены на областных, республиканских и международных выставках, а также на Днях Витебской области в Пскове, других культурных мероприятиях. А в эти дни их можно увидеть в Национальной библиотеке в экспозиции, посвященной лауреатам Специальной премии Президента.
В фондах ОМЦНТ собрана коллекция как древних, так и современных глиняных изделий, оплетенных берестой.
– В этом году мы собираемся реализовать проект «Школа гончара», в рамках которого будем обучать технологии оплетения берестой гончарной посуды всех желающих. В свое время, когда мы проводили первые конкурсы по маляванке, могли собрать не более 20 человек, а сегодня этим возрожденным ремеслом занимаются свыше полусотни мастеров, – отметила Татьяна Лапкова, которая сама освоила данную технологию и уже приняла участие в нескольких проектах.
Маляванка со статусом
Один из них, организованный совместно с Государственным музеем истории белорусской литературы, был посвящен Марку Шагалу и назывался «А вы не из Витебска?». Десять мастеров создавали маляванки на основе стихов художника. Примечательным для Татьяны было также участие в работе над детской книжкой-раскраской «Казкi з маляванкi».
– Маляванка – один из элементов нашего культурного наследия. Ее относят к так называемому наивному искусству – направлению примитивизма. Среди родоначальников традиции росписи на коврах наш земляк – Язеп Дроздович, – рассказала Татьяна.
Картины-ковры, написанные художниками-самоучками на холсте или мешковине маслом, клеевыми красками, украшали деревенские дома, а также служили оберегом. Большое распространение получили в период с 1920-х по 1960-е годы, а затем утратили свою популярность и на долгое время оказались полностью забыты. Возрождение началось с создания домов ремесел и работы специалистов областного методического центра народного творчества, в частности, Людмилы Вакар и Нины Бобрович.
– В последние годы интерес к традиционной культуре заметно возрос. Изделия народных мастеров становятся модными. Ими украшают интерьеры современных домов, увозят в качестве сувениров за границу. Наши маляванки, вытинанки, изделия из лозы и глины вызывают восхищение у людей из разных стран. На Витебщине есть уникальные мастера маляванки – Светлана Сковырко, Ольга Гукова из Поставского района, – рассказала Татьяна Лапкова.
– Я люблю Беларусь, горжусь, что живу на Витебщине, славящейся своими народными талантами. Для меня важно сохранить и донести красоту белорусских традиций до современников. Огромную помощь в этом оказывает государство, и награда, которую я получила, – оценка труда коллектива нашего центра и мастеров, а также стимул для дальнейшей работы по возрождению и популяризации традиционной культуры, – подчеркнула лауреат Специальной премии Президента.
Фото автора.