Автор: . Дата создания:

Совместный проект ВГУ им. П. Машерова, областного отделения Белорусской партии «Белая Русь» и областной газеты «Витебские вести»

Глобализация ведет к постепенному превращению мирового хозяйства в единый рынок, который воздействует на развитие внешней торговли, международные финансово-кредитные и валютные операции и сотрудничество.

Давайте порассуждаем, глобализация — это благо или нет?

С одной стороны, процесс позитивно влияет на развитие человечества: сближение государств и народов; стимуляция социально-экономического развития; доступность передовых технологий, достижений науки и искусства; расширение возможностей самореализации человека. Но вместе с тем жизнь показывает, что из-за глобализации теряется экономическая и культурно-историческая специфика разных стран; навязывается определенный образ жизни и новые ценности; насаждаются единые стандарты потребления; экономический кризис в одной стране превращается в мировой кризис; усугубляется разделение на бедных и богатых; возникают вооруженные конфликты, сепаратизм, терроризм, экологические проблемы.

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко отмечал, что глобализация резко усиливает конкуренцию, являясь мощнейшим двигателем мирового экономического развития. Вместе с тем он обращал внимание на ряд скрытых угроз, часть из которых мы даже не осознаем. «Бесконечно усложняясь, мир становится все более уязвимым, – говорил Президент. – Спекуляции нескольких анонимных биржевых трейдеров способны обрушить экономику многих, даже развитых государств. От этих скрытых финансовых игр зависят конъюнктура рынков, цены на товары, движение капиталов. И наша ориентированная на экспорт экономика оказывается небольшой лодкой в этом бурном мировом океане».

Глобализация в мире проходила в несколько этапов 

Первая волна началась в XIX веке и закончилась в 1914 году. Она была инспирирована Великобританией, которая к концу XVIII века стала ведущей мировой державой за счет своих колоний, позволивших образовать Британскую империю. О наступлении эпохи глобализации говорили цифры. На протяжении века торговые обороты стабильно росли на 3 % ежегодно. Такой рост позволил экспорту вырасти в 6 % от ВВП в начале XIX века до 14 % к 1914 году. Сложившаяся ситуация должна была рано или поздно закончиться глубоким кризисом – именно так и произошло.

Начало Первой мировой войны положило конец всему, к чему привыкло западное общество, включая глобализацию. В период между двумя мировыми войнами финансовые рынки, все еще соединенные в единую глобальную сеть, добили мировую экономику: Великая депрессия в США положила конец экономическому буму в Южной Америке и повлияла на банки по всему миру. После Второй мировой войны (1939 –1945 гг.) рост экономики упал до 5 % от ВВП – самого низкого показателя за более чем сто лет.

Послевоенную волну глобализации (1950 – 2010 гг.) инициировали США и их союзники. В основе американской стратегии глобализации была максимальная либерализация внешнеторговых и инвестиционных режимов в интересах глобальной экспансии американского капитала. Но когда компании из Китая, Японии, ЕС и других стран накопили капиталы и компетенции, стали выигрывать конкуренцию не только на своих рынках, но и на внешних, включая внутренний американский, произошла переоценка традиционных подходов. Период 1990 – 2008 гг. – расцвет однополярного мира с доминированием США.

Однако после мирового кризиса 2008-го мир всё больше тяготеет к многополярности. Одним из центральных признаков трансформации миропорядка стало очередное торможение глобализации в начале 20-х годов XXI в.

Чтобы оставаться главным центром силы в мире, США стремятся не допустить в обозримом будущем появления государства (либо объединения государств), сопоставимого с ними по военной, экономической и научно-технической мощи. Основным инструментом достижения своих геополитических и геоэкономических целей в прочих регионах Евразии для США является поддержание межгосударственной напряженности различными методами. В полной мере задействуется известный с античных времен принцип «Разделяй и властвуй!». Соединенные Штаты искусственно поддерживают напряженность на Ближнем Востоке, одобряя милитаризм Израиля, игнорируя нарушение суверенитета отдельных государств, участвуя в своих интересах в операциях на суверенной территории без разрешения на то действующих властей (например в Сирийской Арабской Республике). Ключевой проблемой реализации многополярного мира становится кризис международных институтов и международного права в целом.

Происходит постепенный отход от глобализации к многополярному миру, построению геополитических блоков, основанных на собственных технологиях, стандартах и правилах. Одновременно на мировом пространстве появляются новые центры экономического и политического влияния со своими финансовыми, культурными и информационными системами.

Каково же место Республики Беларусь в сложившихся геополитических условиях? Ее положение можно оценить как сложное. Это обусловлено тем, что Беларусь в экономическом отношении принадлежит к категории малых стран. Вместе с тем она выступает на международной арене как самостоятельный геополитический субъект, руководствующийся прежде всего интересами своего суверенного развития. Беларусь не допустила существенного снижения экспорта, а даже нарастила его в последние годы.

Республика Беларусь осуществляет многовекторную внешнеэкономическую политику и поддерживает торговые отношения с 200 странами мира. Экспорт является одним из приоритетов развития белорусской экономики. На зарубежные рынки поставляется около 64 % производимой продукции, что характерно для стран с высокой степенью развития и открытости экономики. За последние годы Беларусь получила статус одного из ведущих экспортеров продовольствия.

Производственный сектор экономики, который прямо или косвенно ощутил влияние санкций, постепенно адаптируется к новой реальности. Драйвером белорусской экономики остается промышленность. В этой отрасли, согласно официальным данным, формируется почти треть валового внутреннего продукта Беларуси. Высока роль в общем объеме экспорта и машиностроительной отрасли. Ежегодно более 75 % производимой продукции в этом сегменте продается за пределами страны. Товарная структура белорусского экспорта включает в себя более тысячи товарных позиций, среди которых важнейшими являются продукция нефтехимии, машиностроения, металлургии, деревообработки, легкой промышленности; молочные и мясные изделия, мебель, стекло, стекловолокно, цемент. В условиях закрытости западных рынков сбыта промышленные предприятия увеличивают поставки на азиатские и африканские рынки и, конечно, в Россию. Западные санкции явились определенным вызовом для промышленного сектора, поскольку с импортом ряда комплектующих возникли проблемы. В ответ на этот вызов расширились и ускорились проекты в сфере импортозамещения. Наряду с технологическими путями преодоления западных санкций белорусская промышленность задействовала и другие возможности – логистические, финансовые, чтобы адаптироваться к новой реальности.

Важным инструментом диверсификации белорусского экспорта и укрепления торгово-экономических связей является активная интеграция страны в международную торговую систему.

Для Беларуси ключевым стратегическим вектором развития экономической интеграции является углубление двусторонней интеграции с Российской Федерацией в рамках Союзного государства, дальнейшее расширение партнерства в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Интеграционные процессы в рамках идеи Большого Евразийского партнерства (БЕП) связаны с китайской инициативой «Один пояс, один путь», процессами в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Укрепляется взаимодействие с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), БРИКС, устанавливается диалог с другими многосторонними объединениями и государствами Азии и Европы.

Стратегическая задача – обеспечить вовлеченность Республики Беларусь в объединительные процессы, включая участие нашей страны в международной организации ШОС и межгосударственном неформальном объединении БРИКС как полноправного партнера.

Беларусь намерена использовать конкурентные преимущества и потенциал ШОС и БРИКС для решения общих задач в политике и безопасности, поиска оптимальных механизмов расширения экономической кооперации, выхода на новые рынки, решения инфраструктурных вопросов.

Приоритетные задачи Беларуси в рамках ШОС:

  •  повышение международного авторитета Республики Беларусь как миролюбивого государства, активного участника международного сотрудничества;
  •  продвижение на международных площадках скоординированных подходов по основным вопросам мировой политики;
  •  создание неделимого пространства безопасности, совместное противодействие традиционным и новым вызовам и угрозам безопасности государств-участников;
  •  углубление практического торгово-экономического, финансового и инвестиционного взаимодействия, а также совместной проектной деятельности;
  •  расширение культурно-гуманитарного сотрудничества, в том числе в сферах науки, техники и технологий, образования, здравоохранения, спорта, охраны окружающей среды, а также развитие межчеловеческих связей.

Приоритетные задачи Беларуси в БРИКС: 

  • сотрудничество в сферах политики и безопасности, основанное на принципах взаимного уважения, неделимой безопасности, гарантий странового развития без конфронтации и противоборства;
  • устойчивое экономическое развитие, направленное на сохранение и приумножение человеческого потенциала, внедрение инноваций и новейших технологий;
  • обеспечение глобальной продовольственной безопасности, борьба с голодом, бедностью, последствиями изменения климата;
  • расширение многостороннего сотрудничества в гуманитарной сфере.

Руководство Беларуси в текущих геополитических условиях видит в ШОС и БРИКС авторитетные международные площадки, которые объединяют усилия глобального большинства, направленные на формирование подлинной многополярности, равенства и инклюзивности в международных отношениях, поиск эффективных способов решения актуальных проблем.

Важное направление — наращивание всестороннего сотрудничества с КНР. Будет продолжена работа по выстраиванию конструктивного диалога с китайскими партнерами через сопряжение стратегий социально-экономического развития двух государств, расширение торгово-экономических, технологических, инвестиционных, научно-технических, образовательных, гуманитарных и других связей.

Развитию сотрудничества с КНР будет способствовать расширение контактов с крупными инновационными предприятиями двух стран через различные формы совместной деятельности, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, грантовую поддержку.

Не менее важное стратегическое направление – установление торгово-экономических отношений с другими странами на долговременной и стабильной основе.

Постепенно расширяется присутствие белорусских производителей на рынках стран Азии, Африки, Америки и Океании. Совместно с партнерами по ЕАЭС осуществляется работа по расширению доступа на рынки стран дальней дуги путем заключения соглашений о свободной торговле.

Продолжится дальнейшее развитие торгово-экономических связей Республики Беларусь с перспективными быстрорастущими экономиками и емкими рынками стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.

В условиях появления альтернативных интеграционных форматов планируется диверсификация стратегических торговых партнеров посредством заключения торговых соглашений в рамках ЕАЭС со странами второй волны: Индонезией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Монголией.

В среднесрочной перспективе по мере завершения текущих переговоров будет сформирован перечень новых партнеров для проведения переговоров по заключению соглашений о свободной торговле с такими странами, как Алжир, Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и др.

В системе геополитических координат, несмотря на традиционное место в качестве буферной зоны Восточной Европы, современная национальная стратегия Беларуси направлена на преодоление уязвимостей одностороннего подхода во внешней политике и международных отношениях. Беларусь стремится играть стабилизирующую и конструирующую роль в регионе.

Президент Александр Лукашенко сказал: «Состоятельность государства в международных отношениях определяется его «внутренним здоровьем». Сильная, работящая страна в любом случае добьется достойного положения в мировом сообществе, как бы ей в этом ни мешали».