Автор: . Дата создания:

Мария и Михаил Дмитришины вместе идут по жизни 65 лет. Родом они из Украины. В Витебск попали по распределению после учебы: она – технологом по художественной вышивке, он – лейтенантом военно-транспортной авиации. И с тех пор общая судьба этой супружеской пары связана с городом на Западной Двине.

У обоих по полвека трудового стажа. Мария Сергеевна служила красоте, Михаил Прокофьевич, как и подобает офицеру и настоящему мужчине – силе, военной мощи. Вырастили двух дочерей, которые стали хорошими врачами. Взрослые уже и четверо внуков, тоже имеющих высшее образование и востребованные специальности. Ожидается третий по счету правнук.

Как счастливо дожить до «железной» свадьбы? Основой благополучия Дмитришины, выходцы из крестьянских семей, где было принято работать не покладая рук, считают труд, большой труд.

 – Отец погиб в 1943-м на фронте. Когда почтальон принес похоронку, мама, отдававшая здоровье и силы колхозу, сказала нам, троим детям: «Хотя вы полураздетые, полуголодные, но старайтесь учиться, чтобы на плечах не гнила сорочка от пота, как у меня». Известно же, что самый действенный способ воспитания – личный пример родителей. Мы с Михаилом своих дочек тоже приучали к работе с малых лет и стремились дать образование. Сваты, зятья благодарны нам за них. Племяннице на свадьбе я тоже сказала: теперь у тебя есть семья и надо очень много трудиться. Она поразилась моим словам. Приезжаю к ней через несколько лет – трое детей, возит сдавать целыми колясками молочные бутылки. Ну что, говорю, все же действительно надо трудиться? – рассказывает о главной составляющей семейного счастья Мария Сергеевна.

С точки зрения Михаила Прокофьевича, очень важно выбрать правильную жену, что он и сделал. Ведь любовь – это не только взаимная симпатия, но и порядочность, ответственность по отношению друг к другу, умение прощать, уступать.

…Сначала они познакомились заочно, с легкой руки квартирной хозяйки Михаила. Та работала с Марией в вышивальной артели «8 Марта» и рассказала лейтенанту о молодой начальнице их цеха – начавшей самостоятельную жизнь с нуля трудолюбивой скромнице и притом красавице. А ей сообщила о своем квартиранте.

У Михаила за плечами был суровый опыт. Когда началась война, его, 14-летнего подростка из села Важное Винницкой области, в числе местной молодежи отправили в глубь страны. Куйбышев, Кострома, Тамбов, Йошкар-Ола. Пришлось вдоволь натерпеться холода, голода, других невзгод. После курса железнодорожного фабрично-заводского обучения варил на военном заводе стабилизаторы для бомб. В 1944-м призвали в авиацию мотористом. Михаил заправлял топливом, комплектовал боезапас штурмовых самолетов, которые немцы называли черной смертью, до самой Победы. Затем была интересная трехлетняя учеба в Серпуховском военном училище спецслужб и – судьбоносный Витебск, с 339-м полком военно-транспортной авиации, встречей с настоящей любовью.

Однажды в воскресенье, в комнате, где Мария жила вместе с тремя немолодыми работницами, за вышиванием ее и застал лейтенант Михаил Дмитришин, приведший с собой для поддержки в таком важном деле, как знакомство с девушкой, друга и его сестру.

Зарплата в артели маленькая, без маминых посылок с салом жить было бы очень трудно, и, чтобы подзаработать, Мария брала заказы на дом. Корпела с иглой даже по ночам, зато сумела справить себе достойный гардероб. Когда, нарядившись, приехала в первый отпуск в родной поселок Воронеж Сумской области, земляки ахнули.

На тот момент девушка переписывалась с другом-земляком, служившим в Красноярском крае, в Витебске у нее тоже появился поклонник, но, как говорится, не сложилось, всем им дорогу перешел лейтенант Михаил Дмитришин.

 – Когда постучался в дверь, вошел, представился, у меня румянец – пых! – во всю щеку, не знала, как спрятать! – тот знаменательный для них день Мария Сергеевна помнит в мельчайших подробностях, будто он был вчера.

Михаил, увидев глазастую красавицу с косами, обедать в полковую столовую уже не пошел. Купили в магазине все необходимое, накрыли на стол. Кончилось знакомство просьбой: вышить сорочку. У Марии они получались изумительные, под названием «гуцулки». Один ее брат, живший в Ленинграде, любил надевать такую, выходя на сцену петь в художественной самодеятельности. Второго брата в вышиванке часто останавливали на улицах прохожие в Варшаве: «Где пан купил?». «Гуцулка», подаренная Михаилу, и сегодня бережно хранится вместе со свадебным платьем Марии, украшенном ей самой. Кстати, семейной реликвией стал и живописный портрет молодой вышивальщицы. Она позировала троим художникам с коврового комбината, но природная скромность не позволила девушке вывесить три своих изображения на стены. Одно послала маме, второе сгорело при пожаре в дворовом сарае.

Спустя месяц после знакомства с Марией лейтенант Дмитришин уехал в отпуск на родину. Рассказал родителям и про «гарну дивчину», которая живет и работает в Витебске. Они в один голос: женись! Вернувшись, пригласил ее в самое респектабельное в то время городское место отдыха – ресторан «Аврора», чем очень смутил Марию, и сделал предложение.

Служба в военно-транспортной авиации была связана с командировками в самые разные точки земного шара: на землю Франца-Иосифа, в Йемен, Венгрию, Сирию, многие другие места. Бывало, говорит Михаил Прокофьевич, всякое, не раз ходила по пятам смертельная опасность, но в молодости это нипочем, ведь дома ждали, нередко по несколько месяцев, несравненная Маруся с дочками. Однажды главу семьи отправили на полгода в Молдавию строить аэродром. Иные жены поехали к мужьям туда на все это время, а Мария Дмитришина побыла неделю и вернулась в Витебск, где ее ждала любимая работа, что, кстати, не мешало справляться достойным образом с домашними хлопотами. Тем более, когда подросли дочки-помощницы.

Ей доверяли рисовать узоры для тканых комплектов, участвовать в вышивке картины «Ленин на трибуне» – подарок всемогущему Сталину. В 1956-м с должности начальника ОТК артели Мария Сергеевна была приглашена работать мастером производственного обучения в только что открывшееся техническое училище №19 на ул. Кирова. На заслуженный отдых ушла, будучи пенсионеркой 11 лет. Награждена медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», двумя золотыми, четырьмя серебряными и шестью бронзовыми медалями ВДНХ СССР, медалью лауреата Всесоюзного смотра научно-технического творчества молодежи, 28 почетными грамотами, дипломами ВДНХ БССР. Мария Дмитришина – заслуженный работник профессионально-технического образования БССР, «Отличник профтехобразования СССР», «Мастер золотые руки». Словом, свою производственную, как и семейную биографию, Мария Дмитришина вышила яркими стежками.

Муж ушел в запас в звании майора. Медаль «За боевые заслуги», ряд других знаков отличия – за службу. Поскольку сидеть без дела не привык, то еще 20 лет Михаил Прокофьевич отработал инженером в пожарной части №1. Сейчас ему 92 года. Как и жена, смотрит на жизнь по-прежнему оптимистично, с чувством юмора, который и спустя 65 лет – верный спутник Дмитришиных на их общем пути, прочно, по выражению нынешней молодежи – «железно!», скрепляющий супружеский союз.

Фото Дмитрия ОСИПОВА.