А вы знаете, что если вас одолевает стресс, то вам помогут танцы? Наряду с чтением, спортом, пением и прогулками на свежем воздухе это вернейший способ избавиться от подавленного состояния.
Я танцую с детства. Не представляю себя без этого вида искусства. В детском саду всегда была заводилой в танцевальном хороводе, в школе участвовала во всевозможных конкурсах и представлениях, а также ездила в областной центр в клуб бальных танцев, в университете сама вела хореографический кружок.
В родном горпоселке меня знала каждая собака как «ту самую танцорку». Даже сейчас, когда встречают на улицах, спрашивают: «Ну что, пошла ты в танцы?». Увы, жизнь расставила иные приоритеты. Но любимое увлечение остается со мной по сей день и делит пьедестал с прочими моими хобби.
И вот совсем недавно увидела в интернете объявление о наборе в танцевальную школу, где преподают аргентинское танго. Для меня это было неожиданно, так как в Витебске несколько клубов бальных танцев, предостаточно фитнес-клубов и хореографических школ, где обучают, например, латине или восточным танцам, а вот аргентинское танго – редкая птица во всем этом пестром разнообразии. А посему просто не смогла не пообщаться с инструктором, владеющим искусством этого загадочного и манящего танца.
Дмитрий Пилецкий – мастер спорта, 3-кратный чемпион Республики Беларусь по бальным танцам. И разницу между аргентинским танго и его спортивно-бальным собратом знает не понаслышке. Дмитрий любезно согласился провести для меня индивидуальный мастер-класс и побеседовать на интересующую меня тему.
Аргентинское танго – прародитель всех других подвидов этого танца. Оно родилось в конце XIX века на узких улочках бедных кварталов Буэнес-Айреса и было своего рода отдушиной для рабочего класса, много часов трудившегося на предприятиях.
Во внутренних двориках, занимавших 5 квадратных метров, танцевали от 20 до 30 пар, они никуда не спешили, и все действо не отличалось помпезностью и красочностью. Нет, это был танец-философия, танец-отдых, танец, в котором пара могла показать себя, выразить в движениях свой жизненный опыт, продемонстрировать, что жизнь прекрасна, несмотря ни на какие трудности.
Отличие аргентинского танго состоит не только в месте его проведения, но и в движениях. Если сравнивать с бальным, то во втором больше спорта: отточенная техника, скорость, выносливость, гибкость и постоянное совершенствование себя. Аргетинское же танцуется в основном для себя. Это погружение в свой внутренний мир.
– Однажды я спросил у педагога, который преподавал аргентинское танго, что является главным атрибутом этого танца, на что она недолго думая ответила: «Подтяжки, шляпа и усталый вид», – рассказал Дмитрий Пилецкий.
И это весьма показательно говорит о том, что аргентинскому танго не нужны ваши сногсшибательные платья, костюмы, обувь, ему нужна ваша душа, которая стремится погрузиться в состояние покоя.
Аргентинское танго в идеале исполняется в паре «мужчина – женщина», однако раньше сложные элементы партнер мог отрабатывать и с мужчиной, дабы не оттоптать даме ноги. Это помогало посмотреть на сам танец и на взаимоотношения с партнершей несколько иначе. То есть на время стать ею и понять, как она себя чувствует и что следует делать мужчине, чтобы женщина не ощущала дискомфорта и скованности в движениях.
Что касается задачи партнерши, то здесь все предельно просто – ей вообще ничего не нужно делать, от нее ничегошеньки не зависит. Она слушается мужчину, позволяет вести себя в танце, опираясь на него во всех смыслах. Поясню.
В аргентинском танго дама в паре должна стоять так, чтобы ее вес переносился на партнера: нужно податься вперед, опереться на его руки, плечи. В таком положении ей легче улавливать его движения, предугадывать, куда он пойдет, какой сделает шаг и куда ее повернет. Любой импульс его тела передается ей. Как интересно заметил Дмитрий Пилецкий, в этом случае ей нужно лишь наслаждаться танго, партнером и не думать о том, какие шторы повесить в кухне.
На мой взгляд, это просто идеальные отношения между мужчиной и женщиной, когда он ведет ее к какой-то цели, а она послушно следует за ним и украшает его жизнь. Впрочем, от лирики перейдем к практике.
Итак, на мастер-классе мне было и легко, и сложно. Все-таки опыт спортивных танцев накладывает свой отпечаток, и Дмитрий на это несколько раз обращал внимание.
Главная ошибка, которая переносится с бального танго на аргентинское, – попытка танцевать самой. А что необходимо от и для партнерши, я уже описала. Второй момент – постановка корпуса. Привычка отклонять назад плечи и голову все-таки никуда не делась, я так и норовила отстраниться. В аргентинском танго все с точностью до наоборот: партнеры танцуют в так называемой закрытой или полузакрытой позиции, порой даже касаясь висками, если это позволяет этикет танца и личные взаимоотношения мужчины и женщины.
К слову, аргентинское танго изначально исполняли совершенно незнакомые или малознакомые люди. Поэтому приличия здесь соблюдались всегда. По этому поводу вспомнилось забавное высказывание: «Нельзя откровенно смотреть в декольте женщины, если только это не ваша партнерша». А со своей можно было беседовать, например, о погоде, звездах и луне, ее новом платье…
Позволив себе лишнее во взглядах и прикосновениях, мужчина имел шанс нарваться на ее ревнивого кавалера. А у экспрессивных аргентинских мачо разговор с соперником был весьма коротким.
Еще один момент показался мне любопытным: аргентинское танго танцуют в основном люди от 35 лет. Конечно, это не строгое ограничение, не подумайте, просто к этому возрасту человек успевает накопить кое-какой опыт, пережить определенные моменты, накопить багаж знаний и навыков. Словом, обрести тот самый усталый вид в довесок к шляпе и подтяжкам. Дмитрий Пилецкий поведал: на практике подтверждается, что аргентинское танго – не для энергичной молодежи, которая стремится достичь быстрых результатов. Рассуждения и философия в танце молодым людям ни к чему, они жаждут везде попробовать себя и испытать бурю эмоций. А аргентинское танго не требует суеты.
Итак, по завершении мастер-класса я пришла к следующим выводам.
Первое: то, что показывают в интернете в видеороликах о танго, – шоу, красивая картинка, призванная восхитить и влюбиться в этот танец с первого взгляда.
Реальность же такова, что аргентинское танго – это не мимолетная влюбленность, а чувство на всю жизнь, над которым следует потрудиться в паре, причем иногда наступая на горло собственной независимости (говорю с точки зрения партнерши). Это как начать жизнь заново, это танец почти с нуля, в нем нужно учитывать предыдущий танцевальный опыт, но не подчиняться ему, а действительно довериться своему визави, особенно когда он знает, куда вас вести.
Второе: эмоциональная сторона аргентинского танго поражает не скачкообразной экспрессивностью, а глубиной. Это не ринг для борьбы тореадора и быка, это скорее тихий внутренний дворик небольшого дома, где мужчина занимает положение патриарха, ведущего, лидера, сильного человека, на которого всегда можно опереться, а женщина вспоминает о своей женственности и откладывает мысли о супах и кастрюлях. Соответственно, в танце выражается не буря страстей, а спрятанные мечты и желания. Сила здесь как раз в умении обуздать все негативное в себе и дать выход положительному. Иначе танца не получится. Конечно, женщина может подсказывать партнеру, какие шаги и повороты следует делать и даже взять инициативу в свои руки, но это будет что угодно, но только не аргентинское танго.
И наконец третье: как же все-таки здорово, когда можно полностью положиться на партнера, не думать о цвете новых штор, упасть на волны чарующей музыки танго и забыть про все на свете. И даже не считать шаги…
Фото Дмитрия ОСИПОВА и Александра АЛЕКСЕЕВА.