На текущей неделе исполняется пять лет с момента проведения первой организационной сессии областного Совета депутатов 28-го созыва. Этот факт стал поводом для интервью с председателем облсовета Владимиром Терентьевым еще и потому, что в результате корректировки Конституции и введения единого дня голосования каденция действующих местных Советов продлена до шести лет вместо четырех. Случай уникальный в электоральной истории Беларуси.
Сейчас свои полномочия осуществляют 2999 депутатов местных Советов (53 — областного, 702 – базового, 2244 – первичного уровней). Они продолжат работу до избрания нового состава Советов в единый день голосования. Такое решение позволит обеспечить стабильность и преемственность в деятельности представительных органов в переходный период. При этом местным Советам 28-го созыва пришлось выстраивать взаимодействие с избирателями в период пандемии, вместе с ними удалось выстоять в непростые месяцы 2020 года. Сегодня депутаты в поиске новых возможностей развития на фоне санкционного давления со стороны ряда недружественных стран. Так что тем для беседы с руководителем представительного органа власти Витебщины набралось немало.
— Владимир Владимирович, хотя итоги деятельности депутатов 28-го созыва подводить еще рано, но уже можно оценить, какие дела они могут занести себе в актив? Чем отличается действующий созыв от предыдущего? Какие традиции продолжил и приумножил?
— Отвечая на вопрос, прежде всего отмечу неизменность приоритетов деятельности народных избранников — помощь конкретному человеку, особенно оказавшемуся в непростых жизненных обстоятельствах, оказание всяческой поддержки.
Это достигается через активное участие депутатов в решении социально значимых проблем населения. Они регулярно проводят личные приемы граждан и представителей юридических лиц. Ни один вопрос во время такого общения не остается без внимания.
Продолжается практика организации дней работы с населением. Прямое общение власти и людей позволяет оперативно выявлять и вырабатывать меры по решению проблемных вопросов жизнеобеспечения. Также продолжена традиция проведения выездных президиумов Советов депутатов, только делается это чаще. Такой формат дает возможность более детально разобраться по существу рассматриваемых вопросов и принимать более взвешенные решения.
Среди особенностей деятельности депутатов 28-го созыва можно отметить более тесное сотрудничество с избирателями и обеспечение их реального участия в управлении делами по месту жительства. Наиболее ярко это проявилось при проведении в 2022 году областного конкурса гражданских инициатив как нового для нас инструмента привлечения граждан к процессу принятия решений по развитию территорий. Всего непосредственно от граждан поступило 45 инициатив, из которых пять проектов стали победителями конкурсного отбора и реализованы в 2022 году. Это позволило не только решить наиболее значимые проблемы конкретных территорий, но и дать толчок их развитию на перспективу, оказывая воздействие на повышение уровня и качества жизни местного сообщества.
Заслуживает внимания совместная деятельность депутатов и членов молодежных парламентов при Советах депутатов базового уровня по оказанию помощи инвалидам, участникам войны, взрослым и детям с особенностями психофизического развития, популяризации здорового образа жизни, защите окружающей среды.
В этом созыве депутаты областного Совета практикуют проведение личных приемов совместно с депутатами первичного уровня. Это позволяет более оперативно принимать решения по обращениям граждан. Проблемные вопросы жизнеобеспечения населения, требующие рассмотрения на областном уровне, направляются непосредственно в облсовет и через составление протокола поручения далее для дальнейшего их решения.
— В период полномочий депутатов 28-го созыва в очередной раз была поднята дискуссия о судьбе Советов первичного уровня, о реформе местного самоуправления. Какова ваша позиция по этому вопросу?
— На Витебщине более 6 тысяч населенных пунктов. Почти половина — это деревни, где проживают до 10 человек. Помощь их жителям является особой заботой органов местного управления и самоуправления. Поэтому наряду с развитием производственной и социальной сфер на селе необходимо повышать авторитет органов власти на первичном уровне. Прежде всего это касается депутатов именно сельских Советов, которые коллегиально решают вопросы в рамках своей компетенции и развития села, и комфортности проживания граждан таких малонаселенных пунктов.
Но с другой стороны, в нашей области, как и в целом по стране, административно-территориальные единицы значительно отличаются по численности населения, количеству населенных пунктов, финансовому обеспечению и другим аспектам. Поэтому сегодня действительно назрел вопрос реформирования административнотерриториального устройства.
Одним из вариантов может быть оптимизация административно-территориальных единиц первичного уровня путем их укрупнения. Но, принимая решения, необходимо учитывать особенности того или иного региона, в первую очередь – мнение граждан. В зависимости от количества проживающего населения может устанавливаться штатная численность работников соответствующих исполнительных комитетов.
— Что за последние годы сделано в плане повышения роли местных Советов и что еще предстоит реализовать?
— Одним из значимых шагов на Витебщине в этом направлении я бы назвал создание в июне 2019 года областной ассоциации местных Советов депутатов. В ее состав вошли областной Совет и Советы базового уровня. Такой формат деятельности дает возможность не только способствовать повышению роли местных Советов и улучшению координации их совместной работы. Среди целей создания ассоциации — содействие налаживанию более эффективного взаимодействия с другими госорганами для решения социальных, экономических и прочих проблем местных сообществ.
Для повышения статуса местных Советов сейчас на законодательном уровне увеличен срок полномочий Совета депутатов до 5 лет (было — 4 года), прорабатывается вопрос наделения органов местного самоуправления полномочиями на принятие решений по отдельным вопросам, не терпящим отлагательства, путем опроса депутатов без созыва сессии. Обсуждаются возможности предоставления права Советам первичного уровня согласовывать режим работы объектов социальной инфраструктуры, обеспечивающих жизнедеятельность населения на соответствующей территории, а также решения по закрытию таких единиц. Для более тесного и результативного взаимодействия с избирателями у местного депутата может появиться помощник на общественных началах.
— Важнейшая функция органов местного самоуправления – утверждение бюджета на очередной год. Как вы оцениваете этот участок работы? Как выстраиваются приоритеты?
— На протяжении последних лет (и 2023-й не стал исключением) при формировании бюджета депутаты основные средства направляли на приоритетные направления социально-экономического развития области.
Во-первых, это касается дошкольного, среднего и профессионального образования. Я намеренно избегаю слова «расходы», по сути — это инвестиции в подрастающее поколение белорусов. Сегодня Витебщина уже занимает лидирующие позиции в сфере образования. Только один пример гимназии № 2, признававшейся лучшей школой страны, говорит о многом.
Во-вторых, депутатский корпус всегда учитывает пожелания организаций здравоохранения. Наверное, нет смысла напоминать, с какой проблемой столкнулся мир, когда произошла вспышка COVID-19. Наши врачи приложили все свои знания, чтобы помочь белорусам выстоять. И мы выстояли. При этом вирус никуда не пропал, напоминает о себе новыми штаммами. А врачам, как и прежде, необходимо продолжать оказывать квалифицированную медицинскую помощь каждому жителю Витебщины.
Конечно, не остается без внимания и агропромышленный комплекс, продолжается субсидирование жилищно-коммунальных услуг, сохраняются выплаты гражданам безналичных жилищных субсидий.
Во время «прямых линий» часто звучат жалобы на состояние дорог. Надо признать, не без оснований. Поэтому ежегодно в бюджете изыскиваем значительные суммы на дорожный ремонт. В одночасье исправить ситуацию невозможно, из-за чего дорожники планируют свои работы заранее с учетом запросов граждан. Всего за 2022 год отремонтировано более 320 км дорог (в том числе 5 км по новым технологиям в Оршанском районе), в среднем в каждом районе — по 12 — 14 км. В планах на 2023й ремонт 317 км дорог, а также реконструкция трех мостов в Шумилинском, Шарковщинском и Толочинском районах. На мероприятия планируется направить более 90 млн руб.
Также запланированы финансы для повышения оплаты труда в бюджетной и других сферах. Или, я бы сказал, «блоках», образующих систему, благодаря которой Беларусь считается социально ориентированным государством.
— Как активность депутата может повлиять на положение дел в округе? По вашей оценке, кто может послужить примером для граждан, подумывающих попробовать себя на депутатском поприще?
— Активная гражданская позиция депутата, безусловно, способствует положительному решению вопросов местного значения. По инициативе народных избранников решаются вопросы благоустройства территорий и гражданских кладбищ, ремонта дорог и тротуаров, обустройства детских игровых площадок, обработки приусадебных участков, особенно когда речь идет о пенсионерах, и многие другие. Примером депутатов дела, заслуживающих уважения, являются Юрий Жабило (Стодолищенский сельсовет Городокского района), Виктор Дубовко (Глубокский райсовет), Виктор Протас и Николай Толстой (Бочейковский сельсовет Бешенковичского района), Сергей Латецкий, Сергей Рублевич, Марина Голубёнок, Георгий Костень, Юрий Шимчик (Поставский райсовет). Этот список можно дополнить еще множеством фамилий.
Что касается депутатского корпуса областного Совета, то он представлен в основном руководящими работниками, обладающими определенными полномочиями и ресурсами, готовыми прийти на помощь не только жителям своего округа, но и любым обратившимся гражданам. Работа каждого из них может служить примером высокой ответственности за порученный участок работы.
— Фактически через год пройдет единый день голосования. Каковы главные, на ваш взгляд, особенности такого формата проведения избирательной кампании?
— Единый день голосования позволяет сократить избирательный цикл проведения выборов. Раньше каждую кампанию проводили отдельно в промежутке четырех лет. Иначе говоря, практически постоянно мы находились в избирательном процессе. Но надо помнить, что любая электоральная кампания – некий стресс для страны, когда общество политизируется. Поэтому сокращение избирательного цикла предполагает повышение стабильности общественной ситуации.
Кроме того, уменьшается количество избирательных комиссий, что позволяет сократить финансирование на эти цели. Получается экономия бюджетных средств, что также немаловажно.
В то же время надо отметить, что увеличивается нагрузка на избиркомы всех уровней. Например, раньше окружные комиссии обеспечивали проведение выборов депутатов Палаты представителей и депутатов областного Совета в отдельности. Теперь же им предстоит это делать одновременно, что подразумевает увеличение нагрузки, как минимум, вдвое.
Фото из архива «ВВ»