Спросите у любого ребенка, что для него важнее всего, и он ответит: мама с папой. Потому что родители – это наше настоящее. И даже спустя годы и десятилетия они никогда не станут прошлым. А детей мы считаем своим будущим. Но о чем можно мечтать, что планировать, если не получается оставить свой след на земле? К сожалению, в силу различных обстоятельств не все женщины могут познать материнское счастье. Кто-то утешает себя, мол, не судьба, кто-то молча страдает, а кто-то жертвует всем на свете, чтобы прийти к заветной цели.
Прогуливаясь по парку с семьей Болбуновых, понимаешь, насколько удивительно устроен этот мир. Их годовалые двойняшки Маргарита и Максим вырываются из крепких отцовских рук и то и дело норовят попробовать на вкус осенние бархатцы. Детей веселит все: и слепящее глаза солнце, и шуршащие по плитке листья, и нарочито серьезная мимика папы, который порой делает вид, что сердится на них. «Ай-яй-яй!» – вновь и вновь подхватывает он на руки малышей или поправляет им шапочки. Конечно, он не сердится. Он, наоборот, очень добрый. Потому что долго-долго ждал Маргариту и Максима. А появились они лишь с 5-й попытки ЭКО.
– Мы женаты с 1997-го, – рассказывает Ольга.– Всегда мечтали о детях, и когда через два года после свадьбы узнали о беременности, очень обрадовались. Но она оказалась внематочной. Тогда мы потеряли двойню… Следующая беременность – снова неудача, кроме того, пришлось удалить маточные трубы. Поняли, что практически не осталось шансов стать родителями.
Тяжело переживая случившееся, Ольга и Сергей не утратили теплых чувств друг к другу: горе еще больше сблизило их. В 2004 году, когда впервые в Беларуси заговорили об ЭКО, появилась надежда, и пара решила попытать счастья, обратившись в столичный центр репродуктивной медицины. Однако старания медиков оказались тщетны и в первый, и во второй раз. А спустя несколько лет у Ольги обнаружили миому, и хирург предложил операцию для устранения данной проблемы. Но это означало, что женщина больше не сможет никогда стать мамой даже с помощью ЭКО. Тогда Болбуновы стали копить деньги на третью попытку. Было очень сложно: Ольга как раз переучивалась в колледже на строителя. Для того чтобы приблизиться к заветной цели, Сергей уехал на заработки в Сочи. Но неудача постигла пару и в третий, и в четвертый раз.
– Даже несмотря на получение хороших эмбрионов, беременность не наступала – организм их отторгал, – вспоминает Ольга. – Поскольку была вероятность того, что первая попытка ЭКО окажется безуспешной, мы надеялись на криоконсервацию – это хранение полученных эмбрионов в жидком азоте при очень низкой температуре. То есть для следующей попытки экстракорпорального оплодотворения врачам не нужно выращивать новых эмбрионов, а это существенно сказывается на стоимости. Тем не менее две такие попытки не увенчались успехом. Мы с Сергеем ужасно устали от всего этого: постоянные поездки в столицу, питание, проживание, сдача анализов, обследования, покупка дорогостоящих препаратов. Кроме того, чувствовалась нагрузка на мой организм от постоянного приема лекарств. В общей сложности ушло около 13 тыс. долларов, половина из них – на препараты.
Оставшись практически без средств к существованию (нужно было отдавать долги за 3-ю и 4-ю попытки), а также учитывая немолодой возраст, пришли к выводу: шансов действительно больше нет. Теперь Ольга убеждена, что это и есть самая главная примета удачи.
– Есть икона Божией Матери «Нечаянная радость», – говорит женщина. – На ней изображен человек, на коленях молящийся перед образом Богородицы и Ее Младенца. Грешник искренне просил помощи и прощения, и когда совершенно отчаялся их получить, его мольбы были услышаны. Так и у нас вышло: Максим и Маргарита – наша нечаянная радость.
На пятую попытку ЭКО, вспоминает Ольга, она не собиралась: не было ни сил, ни денег. Когда позвонили из медицинского центра, чтобы пригласить, даже не хотела брать трубку. Попросила мужа объяснить ситуацию. Но супруг уговорил попробовать еще раз. Поскольку средств не хватало, на свой страх и риск взяли кредит в банке. Снова начались обследования, медикаменты, бесконечные поездки. Врачам удалось вырастить 6 эмбрионов, троих из них подсадили в матку, а оставшихся отправили в криоконсервацию. С деньгами, вспоминает Ольга, была такая сложная ситуация, что вместо соблюдения постельного режима в какой-нибудь столичной гостинице, она отправилась на вокзал.
Очень скромно встретили Новый год – на столе были только запеченный кролик из старых припасов, жареная картошка и морс из клюквы. Но самое важное в этот вечер – намоленная свеча из Израиля и одно-единственное желание: стать родителями. И вот она – нечаянная радость: вы беременны! Двойня!
Выносить малышей было непросто. На раннем сроке открылось сильное кровотечение. Казалось, беременность не сохранить, но УЗИ показало: сердечки бьются. К счастью, попались хорошие врачи. С особой теплотой Ольга отзывается о персонале 1-го и 3-го роддомов Витебска. Помогли, поддержали, выходили. В общей сложности семь месяцев из восьми пришлось провести в медучреждениях, в бухгалтерии насчитали всего 29 рабочих дней за период беременности.
Жить без детей тяжело, в один голос твердят Болбуновы. Они уверены, что бесплодные пары о своих переживаниях предпочитают не говорить.
– Очень неприятно, когда посторонние пристают с вопросами: «Ну как? Что?» и так далее, – откровенно признается Ольга. – Приходилось отвечать: не хотим, пока думаем. Но все это ранило душу. Боль причиняли даже возникающие производственные моменты: мол, у тебя детей нет, так выйди на работу, задержись или подмени. А теперь, когда есть Маргарита и Максим, никого, кроме близких, не интересует, как и чем живет семья.
На пути к материнству Ольга изучила большое количество литературы, получила множество консультаций различных специалистов, проанализировала собственные ощущения во время всевозможных манипуляций – ей впору писать медицинские доклады. Но самое важное, за это время у женщины сформировалось твердое убеждение: парам, у которых в течение года-двух не появляются дети, нужно обязательно пройти профессиональное обследование, а не надеяться на лечебные грязи и моря.
– Это удивительно: врачам словно приходится на время подменять Бога, – говорит она о специалистах ЭКО.– Они дают начало новой жизни…
Ольга вспоминает, как ее мама впервые увидела Максима и Маргариту. Первым делом пересчитала пальчики и в целом была изумлена: ей было непонятно, как из пробирки получились настоящие дети. Да, действительно, вне материнской утробы эти ребятишки провели 5 дней своей жизни – их растили эмбриологи, но все остальное время вплоть до появления на свет малыши развивались в естественной среде. Невооруженным глазом видно, насколько они похожи на своих родителей. А выплата кредита за эту нечаянную радость начнется после достижения Максимом и Маргаритой трехлетнего возраста. Супругов не пугают финансовые сложности, которые, по их словам, меркнут на фоне детской нежности, ласки и добра. Теперь у них настоящая семья!
Фото Дмитрия Осипова