Первоклассников больше
По словам Ивана Щурка, главная задача прежняя – дальнейшее повышение качества образования. Для этого в 10-11 классах средних школ продолжится изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне (физико-математическое, химико-биологическое, филологическое, обществоведческое направления). По согласованию с родителями и детьми в школах, гимназиях и лицеях возможно введение мультипрофильного обучения. Также руководству учреждений образования разрешено проводить промежуточную аттестацию по учебным предметам не только по четвертям, но и по триместрам (полугодиям).
Внесены изменения в количество и перечень выпускных экзаменов после девятого и одиннадцатого классов. Теперь выпускники базовой школы будут письменно сдавать три экзамена – белорусский, русский языки и математика. Устный экзамен по истории Беларуси будут сдаваться после 11 класса вместе с еще тремя обязательными письменными – белорусским или русским языком, математикой и иностранным языком.
Учебный год начнется 1 сентября и закончится 30 мая, а занятия – 29-го. За школьные парты на Витебщине сядут около 108 тысяч человек, 12 тыс. из них – первоклассники. Как отметил Иван Щурок, отрадно, что в последние годы количество младших школьников постоянно увеличивается. Но демографическая проблема по-прежнему ощутима. Для сравнения, в 1991 году в школах области обучалось 190 тысяч детей, то есть за прошедшее время численность детского населения сократилась на 43%.
Зарплаты учителей вырастут
Хороший подарок для педагогов к новому учебному году – дифференцированное повышение зарплат. Иван Щурок сообщил, что с 1 сентября значительно увеличатся надбавки за квалификационные категории. Так, за высшую категорию она составит 90% от тарифного оклада (до 1 млн рублей), за первую – 55%, за вторую – 30%. Учителя-методисты, которых в области пока лишь 16, получат надбавку в 120% от оклада. Следует отметить, что кроме педработников по такому же принципу зарплаты повысятся у сотрудников учреждений дошкольного образования, детских домов, социально-педагогических центров (в том числе и приютов) и так далее. Также руководителям учреждений, педработникам, не имеющим квалификационной категории, руководителям физического воспитания учреждений общего среднего образования, приемным родителям, родителям-воспитателям предусматривается повышение тарифного оклада на 10%, помощникам воспитателей – на 20%, работникам кухни – на 10%. В целом новый метод расчета зарплат педработников позволит увеличить среднюю заработную плату учителей на 153- 967 тысяч рублей (6-28%).
К тому же, Иван Щурок отметил, что благодаря недавнему введению доплат учителям за работу по контракту (в зависимости от учреждения образования они составляют от 20% до 50% от должностного оклада) зарплаты педагогов Витебщины сейчас немногим уступают даже столице. Так, в Минске средняя зарплата педработников составляет 4,756 млн рублей (у педагогов – 4,912 млн), а в нашем регионе – 4,529 млн (4,781 млн).
По сообщению Ивана Щурка, в целом отрасль обеспечена педагогическими кадрами. В системе общего среднего образования области трудится 13275 учителей-предметников, почти 80% – с высшей и первой квалификационной категорией. В этом учебном году в учреждения образования прибудут 650 молодых специалистов, но вакантные места остаются. В школах по-прежнему недостаточно учителей английского и немецкого языков, математики, 150 свободных мест воспитателей в детских садах. По словам Ивана Щурка, выручают педагоги-пенсионеры, которых в данной сфере около 10%. Причем 75% из них трудятся на неполную ставку.
– Они наставники для молодых учителей и выпускников вузов, которым поначалу не хватает практики, – подчеркнул Иван Антонович. – Педагоги на пенсии – опора и золотой фонд многих учреждений образования.
С ремонтом проблем нет
Областной Совет депутатов принял решение в 2014 году увеличить за счет местных налогов финансирование ремонтных работ в учреждениях образования. На эти цели предполагается потратить 151,6 млрд, в том числе 99,5 млрд рублей – на капитальный ремонт. Уже сейчас освоено более 80 млрд рублей. В целом бюджет отрасли составляет 3,7 трлн рублей, или 26% бюджета Витебщины.
За счет средств Министерства образования Беларуси приобретено 27 современных кабинетов физики общей стоимостью 10,4 млрд рублей. Для бесплатного подвоза детей управление образования облисполкома купило 9 автобусов, а до 1 сентября планируется приобретение еще 10 машин. Кроме того, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» предоставит спонсорскую помощь в виде 11 школьных автобусов и 1 – для перевозки детей-инвалидов.
Завершается строительство спального корпуса на 200 мест с пищеблоком для Витебского кадетского училища. До конца года запланирована сдача в эксплуатацию двух жилых домов для семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городских Россонах и Шарковщине. Строятся два дошкольных учреждения в Орше и Оршанском районе, ясли-сад-начальная школа в Новополоцке, базовая школа в деревне Литусово Сенненского района.
Особенности оптимизации
В этом учебном году на Витебщине двери распахнут 473 учреждения образования, что меньше, чем год назад. 22 из них были закрыты, 31 – реорганизовано. Более 10 тысяч учащихся теперь будут подвозить к месту учебы.
Как считает Иван Щурок, в условиях нынешней демографической ситуации оптимизация школьной сети – объективный процесс.
– Мы никогда не рубили сплеча, – подчеркнул Иван Антонович. – Прежде чем принять решение о закрытии, собирались множество раз, улаживали вопросы с подвозом детей и трудоустройством работников. До сих пор на Витебщине работают 13 малокомплектных школ, где обучается не более 25 учащихся. Мы их не закрывали, хотя могли. При этом получается, что затраты на школу на Витебщине самая высокие в республике. Но в этом специфика региона. У нас одна школа на 80 кв. км, в Минской, Гомельской областях – на 70, в других регионах – на 50. Совсем другие расстояния. К тому же понятно, что школа на селе сегодня – очаг культуры, жизни.
Помощь детям
По состоянию на 15 августа работники школ, социальных служб и медучреждений обследовали условия проживания 20612 малообеспеченных и многодетных семей, воспитывающих более 30 тысяч детей-школьников. Главная цель – оценка материальной обеспеченности и готовности к учебному процессу. По итогам обследований уже оказана помощь 2584 семьям (5106 детей) на 2,7 млрд рублей.
Также по всей области проходят благотворительные акции «Соберем портфель в школу», «Поделись теплом души своей», «Дети идут в школу», в ходе которых различные виды помощи получают тысячи детей и их родителей.