На Витебщине возведением монолитных гигантов занимаются специалисты филиала «Мостостроительное управление №5» ОАО «Мостострой». Их творения занимают важное место в развитии транспортных коммуникаций области: они соединяют районы, являются продолжением республиканских дорог. А благодаря своим размерам и конструкции придают уникальность архитектурному пейзажу региона.
В приоритете – качество
— Непременным условием, которому должен отвечать любой мост, являются высочайшая надежность и долговечность, ведь от его состояния зависят безопасность и бесперебойность движения любого вида транспорта и пешеходов, — отметил заместитель директора предприятия Александр Максимович. — Именно этой задачей при строительстве объектов руководствуется филиал «МСУ №5» ОАО «Мостострой». Реализовать ее удается благодаря опытному сплоченному коллективу, солидному парку высокопроизводительной строительной техники и мощной производственной базе для изготовления железобетонных и стальных конструкций. Все работы по строительству, обслуживанию, реконструкции и ремонту мостов выполняются со строгим соблюдением требований действующих стандартов и технических норм.
Благодаря этому предприятие стабильно удерживает лидирующие позиции в мостостроении и пользуется заслуженным авторитетом у многочисленных заказчиков и подрядчиков, в том числе из других государств. Строители управления приняли участие в сооружении моста через реку Березина в Борисове, двух путепроводов в Слуцке, транспортной развязки на автодороге М1 недалеко от Москвы. Уникальные работы выполнены на Могилевщине, когда огромные мостовые фермы длиной 84 м и весом 240 тонн нужно было демонтировать, переправить по реке и установить на опоры нового моста в Славгороде.
Главный проект
Филиал «МСУ №5» ОАО «Мотострой» – это прочный альянс знаний, технологий и ресурсов, необходимых для выполнения как небольших локальных задач, так и для осуществления масштабных проектов, требующих основательного системного подхода. Свидетельством последнего стал путепровод «Полоцкий» в Витебске – современная 400-метровая транспортная артерия, обеспечивающая дорожную связь Витебска в направлении Полоцка, Городка и Санкт-Петербурга, которую глава государства назвал памятником архитектуры.
— Около 10 лет данный мост находился в аварийном состоянии. Осенью 2018-го года специалисты сделали заключение о том, что дальнейшая его эксплуатация невозможна. Первоначально планировалось, что строительство растянется на четыре года. Но нельзя было на такой большой срок оставить город без транспортной развязки, — пояснил Александр Николаевич. — Объект объявили главной областной стройкой.
На путепроводе трудилось более 300 человек. Среди лучших – старший производитель работ Александр Луцкович, производитель работ Дмитрий Саманчук, арматурщик Руслан Баранов, водитель автомобиля Виктор Войцеховский, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Александр Гончаров, арматурщик Вадим Исаченко, моторист бетоносмесительных установок Олег Красиков, водитель автомобиля Александр Капченко, бетонщик Станислав Колчанов, плотник Михаил Козлов, монтажник строительных конструкций Евгений Кулиев, машинисты Александр Санец, Максим Садовский, Виктор Умецкий, бетонщик Андрей Шевченко, электрогазосварщик Петр Иванов. Последний – один из опытнейших работников, у которого почти 20 лет трудового стажа, он неоднократно был награжден почетными грамотами.
Было задействовано более 50 единиц техники – специализированные балковозы, позволяющие перемещать 24-метровые конструкции (именно такова длина пролетов путепровода), автовышки двух видов: для осмотра низа и верха конструкций моста, автокраны грузоподъемностью от 15 до 70 тонн, гусеничные краны от 25 до 63 тонн, краны на железнодорожном ходу, буровые машины для устройства свай диаметром 1200 мм, передвижные электростанции от 5 до 100 кВт, машины для перевозки различных грузов и другие.
Строители справились в сжатые сроки – за 20 месяцев. Неоднократно работы выполнялись в ночное время: когда велось строительство в районе железной дороги, чтобы не мешать курсированию поездов, а также — на пересечении улиц Леонова и Титова, когда на данном участке проходило движение всего городского транспорта. Одним из самых сложных этапов возведения сооружения стала установка опор между железнодорожными путями и последующее соединение моста над ними. В итоге мост расширился: вместо двух полос стало четыре. Также здесь появилась сложная система автомобильных развязок. Для трамваев проложили бесстыковые пути, которые являются бесшумными. Особое очарование строение приобрело за счет иллюминации, ограждений с белорусским орнаментом, тумб с гербом Витебска, установленных по краям.
Масштабные планы
– Впереди у филиала «МСУ №5» ОАО «Мостострой» множество других, не менее значимых проектов для развития транспортного сообщения Витебщины, – сказал Александр Максимович.
Так, в настоящее время активными темпами идет реконструкция моста через Западную Двину в Полоцке. Работы на этом стратегически важном для города объекте не раз усложнялись из-за непредвиденных обстоятельств. Изначально предусматривался капитальный ремонт сооружения с сохранением металлических ферм и части железобетонных балок пролетных строений. Но дополнительные исследования показали, что несущие конструкции непригодны к использованию и требуют полной замены. Сделана существенная корректировка проектно-сметной документации, которая велась параллельно со строительством без остановки производственного процесса.
Необходимо было учесть и еще одну важную особенность. Мост фактически возводится заново с применением современных технологий, а его внешний вид по согласованию с Министерством культуры решено сохранить прежним, поскольку с ним ассоциируется сложившийся образ исторического центра самого древнего города Беларуси.
Возникали и другие нестандартные ситуации, но в каждой из них специалисты филиала «МСУ-5» ОАО «Мостострой» демонстрировали высокий уровень мастерства, способность быстро, эффективно и надежно выполнять взятые на себя обязательства. Такой подход к делу директор управления капитального строительства Полоцка Галина Бельская назвала примером для других подрядных организаций.
Трудятся работники управления, как рассказал прораб Денис Кейзеров, вахтовым методом две недели через две по 12 часов в день, при необходимости — круглосуточно. Сейчас на объекте идет подготовка к демонтажу старых металлических ферм и монтажу новых, для чего собирают временный рабочий мост. Бетонная часть сооружения состоит из четырех пролетов, три из которых уже сделаны. Там ведется устройство мостового полотна, уложены нижние слои асфальта.
Открыть движение по мосту планируется в ноябре текущего года. Все возникающие вопросы строители решают без промедления, стараясь и дальше сохранять высокое качество и ударные темпы работ, чтобы сдать жизненно необходимый городу объект как можно раньше.
Высокий профессионализм и нестандартный подход к решению любой задачи стали надежным фундаментом, на котором базируется деятельность филиала «МСУ №5» ОАО «Мостострой». Можно с уверенностью говорить, что мосты, возводимые коллективом, будут столетия служить людям.
В канун профессионального праздника – Дня строителя – трудовой коллектив и коллег поздравил директор управления Дмитрий Овсяников:
– Именно вашими руками создается то, что необходимо государству и людям. Желаем вам здоровья, успехов в работе, материального благополучия и личного счастья.
Елена ФЁДОРОВА, Лариса МАЛАШЕНЯ, фото Дмитрия ОСИПОВА, Ларисы МАЛАШЕНИ и из открытых источников.
ОАО "Мотострой" филиал МСУ №5.
УНП 300229757.