Автор: . Дата создания:

В последнее время все чаще приходится сталкиваться с эвфемизмами — в переводе с греческого языка термин означает «благоречие». Их используют для смягчения некоторых слов и выражений с целью введения общественности в заблуждение и фальсификации действительности. Проект «Другими словами» рассказывает о фактах без эвфемизмов, просто другими словами.

Шведские ученые из Каролинского университета доказали, что страхом можно заразиться.

И этот процесс можно наблюдать не только на примере некоторых студентов, которые своей неуверенностью перед экзаменами пугают друг друга, но и на примере ряда стран. Так, Прибалтика, захватив в 2024 году пальму первенства по русофобии, стала всерьез опасаться за свою безопасность, поэтому начала проводить инвентаризацию убежищ.

В Литве нашли более 6 тысяч объектов для укрытий, информировал в конце 2024 года телеграм-канал Baltnews. При этом МВД республики поставило цель: обеспечить укрытиями в среднем 50 % населения. Согласно планам ведомства спастись в случае угрозы сможет лишь 40 % жителей районов и 60 % городов. Интересно, по каким критериям будут отбирать людей в список «Должны выжить»?

По данным МВД, в некоторых самоуправлениях дают премию за перестройку подвалов многоквартирных домов для укрытий. Однако данная инициатива не вызывает у местных жителей большого энтузиазма. Всего в Литве на оборудование убежищ планируется выделить 77 млн евро до 2030 года.

К реализации операции «Остаться в живых» приступили и в Латвии. Правда, пока только в одном городе, но лиха беда начало.

Телеграм-канал Baltnews сообщил, что в убежищах Даугавпилса сможет разместиться лишь треть горожан. Во втором по величине и значению городе страны проверили 176 объектов. Выяснилось, что лишь девять из них соответствуют критериям убежища, еще 44 соответствуют частично. Таким образом, в укрытиях может поместиться лишь 30 % жителей Даугавпилса. Государственной пожарно-спасательной службе поручено передать самоуправлению таблички для обозначения убежищ.

А в Эстонии на текущий момент нет оборудованных бункеров и неизвестно, когда будут, но есть временные укрытия – это подвальные помещения в определенных зданиях, помеченные специальным международным значком – синий треугольник на оранжевом фоне, пишет Baltnews. Ситуацию могли бы спасти бомбоубежища советского периода, но денег на их восстановление нет. Всё идет в Украину.

Прибалтийским страхом, вероятно, заразилась и Германия. Иначе как объяснить тот факт, что власти ФРГ разрабатывают план по созданию сети бункеров в стране? Готовится список государственных и частных зданий, где при необходимости могут быть оборудованы бомбоубежища, информирует Euronews. Туда могут войти автостоянки, подземные станции метро, а также частные гаражи и подвалы домов, ведь граждан Германии собираются мотивировать на создание убежищ. Планируется также разработать приложение для смартфонов с перечнем ближайших к пользователю бункеров. Всего же, по данным немецких властей, в стране со времен холодной войны осталось около 600 из 2 тыс. убежищ.

Вслед за Германией запаниковала Норвегия. Здесь возобновляют строительство бомбоубежищ в новых зданиях, метро и на парковках, сообщает телеграм-канал «ИноСМИ». Убежища в стране не строились с 1998 года. Пойти на столь решительные меры Норвегию заставил страх перед Россией. «Вокруг нас нарастает неопределенность. Мы должны позаботиться о гражданском населении в случае худшего сценария, будь то война или вооруженное нападение», – заявила министр юстиции и общественной безопасности Норвегии Эмили Энгер Мель.

Но первое место в марафоне «У страха глаза велики» по праву заслужила Швеция, чьи ученые, кстати, и выявили заразность страха.

Шведы решили основательно подготовиться к возможному военному конфликту с Россией, пишут «ИноСМИ». Для этого они планируют увеличить площадь земельных участков под… кладбища. Похоронная ассоциация Гетеборга пытается приобрести не менее 10 акров земли, чтобы в случае войны там можно было захоронить около тридцати тысяч погибших. Но процесс утверждения и строительства кладбищ весьма длительный и может занять несколько лет. Может, все-таки убежища?