Изделия народных умельцев меня привлекали всегда. А получится ли у самой сделать что-то похожее? Чтобы ответить на этот и многие другие вопросы, я отправилась к мастерам Докшицкого районного Дома ремесел.
В просторных светлых помещениях, украшенных сотнями различных поделок — свой особый таинственный мир. На выставочных стендах красуются декоративные валенки, панно, половички, механические игрушки, куклы и сумочки, изготовленные из соломки, лозовой коры… Смотрю на них не без сомнения в «правильности заточки» своих рук.
— Сделать все это непросто, — директор Дома ремесел Инна Карпеко только усиливает мою тревогу. — В каждую работу мастер вкладывает свою душу. Одно и то же изделие два человека выполнить одинаково не могут. Поэтому интерес к предметам народного творчества был и остается неизменно высоким.
Важен творческий подход
Мастерская по лозоплетению была для меня в этот день основным пунктом назначения. Методист-мастер Татьяна Говорцова пригласила осмотреться, пока она подготовит материал для работы. Татьяна Петровна, кратко инструктирует по технике работы с лозой рассказывает о формах изделий, достает аккуратно сложенные пучки лозы. Только в этот момент за широкими корзинами я заметила ванночки с намоченными прутьями, свернутые в тугую косичку другие материалы.
— Это мои заготовки, плетенки — кукурузные листья, ситник, рогоза. Делаю их заранее, чтобы потом было проще, — пояснила Татьяна. — В работе можно и кору лозы применять, и ленты из лозы делать. Все это придает неповторимый образ и добавляет изящества любой поделке.
Совсем недавно Татьяна, к слову, она является членом клуба народных мастеров и самодеятельных художников «Докша», принимала участие в международном конкурсе «Лазовы прут-2016» и заняла первое место в номинации «Плетение лозы в сочетании с другими природными материалами». Как раз кукурузные плетенки и помогли одержать победу. Ее сундучок, сделанный из лозы и кукурузы, высоко оценили члены жюри.
— Конкуренция была сильная, — говорит Татьяна. — С рогозом я начала работать одной из первых в области. А теперь много мастеров, умело сочетающих лозу с иными материалами, на первый взгляд совсем неподходящими. Кто-то использует камыш, кто-то — ситник, кору.
Прутик к прутику
И вот начинается самое интересное. На стол Татьяна кладет шесть тонких прутиков.
— В учебной литературе сказано, что начинать работу надо с шаблонов, отдельных упражнений, но, на мой взгляд, это излишне, — говорит Татьяна. — И пусть первая поделка будет не настолько ровной и красивой, но она будет самой дорогой. Например, у меня это плетеное донышко. Оно и поныне дома на видном месте.
Мастер закончила худграф ВГУ им. П. Машерова. Работала в школе, а в 1994 году пришла в Дом ремесел. И ничуть не жалеет. Коллектив хороший, а главное, есть возможность ежедневно заниматься тем, что по душе.
— Первое время было нелегко, не сразу, как и ты сейчас, почувствовала характер природного материала, — продолжала она. — Но потом все это настолько захватило, что стало частью жизни. Ктати, народными промыслами в нашей семье всегда занимались. Дед плел, бабушка и тетя ткали, а мама с ранних лет вязала и вышивала.
Хорошо подготовленный для работы лозовый прут переломать достаточно сложно, поэтому нам потребовались специальные инструменты. Сделать первые надрезы и выемки оказалось непросто. Мокрые прутики, а их предварительно отмачивали в кипятке, в руках были словно каменные.
— Надо приловчиться, тогда получится, — подсказывала мастер. — Основа основ — заготовка лозы, ее подготовка к работе. Если лоза хороша, то плести ее одно удовольствие. А если нет, то намаешься.
В работе важна каждая мелочь
Осень — сезон заготовок не только для дачников-огородников. Лоза к этому времени вырастает до 2 метров в высоту. Собирать материал Татьяне помогают другие мастера. Каждый по 7-8 охапок принесет — надолго хватит. Кору нужно снять с каждого прутика. Для изготовления даже небольшой корзинки их понадобиться несколько сотен.
Беру прутики, накручиваю на заготовку. Честно говоря, смысл этого увлекательного действия понимаю плохо. Но успокаиваю себя тем, что — это отличная тренировка пальцев, а также фантазии, так как пытаешься представить конечный вид своего творения.
— Поначалу очень переживала из-за каждой ошибки. Расплетала, переделывала, — подбадривает собеседница. — Только потом поняла, что недочеты в большинстве случаев легко устраняются. Переломался прутик — добавь второй, укрепить, а если обломался — наждачной бумагой пригладь. Можно, конечно, свой «велосипед изобретать», но лучше спросить у других мастеров, почитать специальную литературу и не тратить время на долгое, раз за разом исправление неудачных попыток. И помнить: чем миниатюрнее работа, тем она сложнее, а значит, больше ценится.
Продолжаем перекручивать прутики. И если раньше работали с каждым по отдельности, теперь одновременно берем два и три. Натягиваем их, чтобы плетение было равномерным. Становится все интереснее и интереснее.
Мастера своего дела
Директор Дома ремесел предлагает и ознакомиться с изделиями других умельцев. К слову, в мастерской по керамике, где много лет проработал опытный гончар Александр Вишневский, собрана уникальная коллекция старинных глиняных сосудов, найденных на территории района. Она занимает почетное место рядом с чернодымленной, обожженной, жгутовой керамикой мастера.
— У наших работников уйма креативных идей, — резюмировала Инна Карпеко. — Участвуем в различных конкурсах, всегда занимаем призовые места. Не раз жюри высоко оценивало труд мастера по соломоплетению Татьяны Мартинович, которая массивным изделиям предпочитает миниатюрные со сложным рисунком. Очень тонкая работа. Ее кокошники — настоящий шедевр.
В соседней мастерской Наталья Петрович на ткацком станке заканчивает махровые половички. Выглядят они очень красиво.
Именно в день моего творческого дебюта в Доме ремесел открылась выставка работ трех прославленных местных мастеров, отмечающих юбилей в конце августа. В их числе и мой сегодняшний учитель Татьяна Говорцова, которая помимо плетения из лозы занимается росписью по стеклу, лепкой из соленого теста.
Вернувшись в мастерскую, вновь беремся за дело. Донышко диаметром 20 см практически готово, остается лишь сделать последние штрихи — украсить широкой косичкой, спрятать оставшиеся хвосты внутри изделия. Убираю кусачками ненужные прутики. Вот и все. Первая поделка из лозы готова. Начало положено. Одобрительная улыбка мастера — лучшая награда за старания.