Автор: . Дата создания:

Куклы витебского дизайнера Татьяны Даниленко не для детской игры. Дейнерис из «Игры престолов», Уэнсдей, героиня известного одноименного сериала, и другие персонажи хорошо узнаваемы – это уменьшенные копии героев культовых фэнтезийных кинолент. Художница сочетает в своем творчестве противоположные образы – от милых и добрых до злых монстров, в этом ее отличие от других мастеров.

 

По специальности, которую она получила в радиотехническом колледже при БГУИР, Татьяна – программист-педагог. Но тяга к рисованию, которую девушка испытывала еще с детства, привела ее к художественному творчеству. Отработав несколько лет в минской школе учителем информатики, Татьяна решилась кардинально сменить сферу деятельности. Сначала занималась компьютерной графикой, рисовала иллюстрации для виртуальных игр, придумывала образы героев. Потом пришла идея их материализовать, перенестииз плоскости в объемный, тактильный мир – делать интерьерные куклы. Серьезно занялась самообучением – изучала технику работы с тканями и другими материалами, посещала мастер-классы минских кукольников. Освоив азы мастерства, в 32 года начала создавать авторские изделия. В этот период она переехала из родного Минска в Витебск к мужу Виталию, который поддержал увлечение супруги.

 

 

 

Под мастерскую обустроила комнату в городской квартире. Здесь можно увидеть кисти, краски, лаки, нитки, принадлежности для маникюра и даже стоматологические, печь, лампы, строительный фен, пластик, ткани, увеличительное стекло для работы над мелкими элементами. К каждой детали относится очень требовательно, кропотливо прорисовывает штрихи, пока не добьется желаемого результата. Так, обувь для Уэнсдей переделывала десять раз. Старается передать анатомию человека – вживляет волосы, по одной приклеивает ресницы. Из глины тщательно лепит головы, лица, руки. Размер самых маленьких кукол – 20 см, самых высоких – 74. Многие могут двигать головой, руками, ногами, сидеть, как, к примеру, Уэнсдей. На одну портретную куклу уходит до 2 – 3 месяцев. Каждая последующая по технологии изготовления сложнее предыдущих – такую планку поставила себе Татьяна, которая выступает в роли дизайнера одежды, костюмера, стилиста. Ее звездные герои словно сходят с экранов. Она не просто добивается портретного сходства с киногероями, ей удается передать их характер, эмоциональное, психологическое состояние в реальный момент времени. Как это возможно?

 

 

 

– Я хорошо знаю сюжет, переживаю за полюбившегося персонажа. Когда делаю куклу, иногда пересматриваю фильм или серию десятки раз, – поясняет художница. – Моя цель – добиться максимальной схожести с живым человеком

Магия, фэнтези, феи, тролли, чародеи – таков мир нашей героини. Покупатели ее кукол имеют схожие увлечения, поэтому и находят именно Татьяну, которая легко «отпускает» свои работы, рада, когда они находят хозяев.

 

 

 

Покупателями становятся близкие по духу люди, находящиеся с художницей на одной волне. Звездные куклы Татьяны Даниленко расходятся по коллекциям, уезжают в другие страны.

В ближайших планах дизайнера – сделать девочку Тыкву (по заимствованному образу) и куклу-прообраз актрисы Дженны Ортеги, которая сыграет главную роль в новом фильме «Битлджюс» (его мировая премьера ожидается в 2024 году).

– Из своего опыта могу сказать, что призвание за пояс не заткнешь, – отмечает Татьяна Даниленко. – Если кто-то любит шить, печь пирожки или разводить варанов, то начнет это делать рано или поздно. Очень важно прислушиваться, от чего горит душа, и идти в этом направлении, вот путь к счастью. Если человек горит своим делом, всё получится, надо только решиться изменить жизнь. Главное – не бояться. Вначале будет сложно, но потом ступенька за ступенькой все проблемы решатся.

По словам Татьяны, для предпринимателей-кукольников в Беларуси есть перспективы. В Витебске, например, проходит много выставок, фестивалей, где можно презентовать свои работы. В будущем художница мечтает открыть художественную галерею.

 

 

 

Фото из архива Татьяны ДАНИЛЕНКО