Ровно 80 лет назад, в первых числах октября 1943 года, были сняты редкие, мало кому сегодня известные кадры кинохроники, в последующем вошедшие в киножурнал «Савецкая Беларусь», которые проливают свет на зверства фашистов в Дубровенском районе Витебской области.
Свидетельства страшных событий
После того, как район был очищен от немецко-фашистских захватчиков, войска Красной армии, а затем специально созданные местные комиссии, состоявшие из представителей органов власти и жителей региона, расследовали совершенные злодеяния, собирали свидетельства, вещественные и документальные доказательства преступлений оккупантов. При участии медицинских экспертов производили вскрытие массовых захоронений, исследовали тела жертв. Также проводилась оценка причиненного материального ущерба.
Хочется рассказать о мало известных широкой аудитории военных преступлениях на территории Дубровенского района. Узнать о них позволили письменные источники, а также кадры военной кинохроники, снятые в 1943 году в качестве дополнительной доказательной базы о злодеяниях фашистов. Обнаруженные в фондах Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов артефакты не были введены в широкий научный оборот. Отсылка к БГАКФФД не зафиксирована в библиографических источниках, относящихся к Дубровенскому району, в том числе в сборнике документов и материалов «Без срока давности…» (2020), перечне фондов и источников местных архивов, публикациях в интернете. А ведь речь идет о подтвержденных фактах геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
Зверства оккупантов
Обобщенные данные о последствиях фашистской оккупации региона, касающиеся людских потерь и страданий, содержатся в «Акте Дубровенской районной комиссии ЧГК об убийстве немецкими оккупантами населения в районе и угоне его на принудительные работы» от 16 августа 1945 года, который хранится в Национальном архиве Республики Беларусь. Из документа явствует, что «…немецкие захватчики в период временной оккупации территории Дубровенского района расстреляли, замучили и повесили 4280 человек и угнали в немецкое рабство 27 052 человека». Фактические же потери были значительно боль-
ше. Согласно архивным источникам за 1941 – 1944 годы были уничтожены полностью или частично 197 населенных пунктов указанного региона.
Хронологически одним из первых официальных документов, подтверждающих факт фашистских преступлений в отношении мирного населения Дубровенщины, стал «Акт о зверствах немецко-фашистских мерзавцев в местечке Ляды Дубровенского района, Витебской области, Белорусской ССР». Его составили 10 октября 1943 года и подписали «гвардии капитан Онишко, гвардии капитан Равкин, гвардии капитан Бабурин, председатель Дубровенского районного Совета депутатов трудящихся Стефанович, секретарь Дубровенского райкома КП(б)Б Еленский, жители местечка Ляды: Прокопцева, Маринкина, Панулина А. и Панулина Е.».
Оккупировав Ляды в июле 1941-го, немцы с первых же дней занялись грабежом и насилием. На местных жителей наложили непосильные поборы, начали отнимать скот, хлеб и другое добро. Особенно нечеловеческим издевательствам подвергли еврейское население, которое загнали в гетто. Ранней весной 1942 года фашисты принялись за поголовное истребление евреев как в самом местечке, так и в окрестных населенных пунктах: Баево, Россасно, Дубровно и других. В Чистый четверг, перед Пасхой, гитлеровцы учинили чудовищную расправу над пленниками: группами по 200 и более человек выводили их к противотанковому рву, раздевали догола, приказывали ложиться, а затем расстреливали из пулеметов и автоматов. Многих «детей бросали в ров живыми и закапывали вместе с расстрелянными. Некоторым детям перед мученической смертью фашисты ударом о колено переламывали позвоночник, руки, ноги». С 18 июля 1941-го по 8 октября 1943-го оккупанты убили в Лядах около двух тысяч евреев, кроме того, многие из обитателей гетто погибли от голода и тифа. Общее руководство и сам расстрел осуществлялись отрядом СС, а также карателями, которых возглавлял обервахмистр Генрих Буль. В убийстве принимали участие также бургомистр волости и начальник полиции, полицаи и «народники» из гарнизона рабочего поселка Осинторф, впоследствии влившиеся в ряды «Русской освободительной армии».
Кроме еврейского населения, немцы истребили всех раненых военнопленных, несколько десятков русских и белорусов из местечка и соседних деревень. При отступлении, в конце сентября – начале октября 1943 года, оккупанты сожгли или взорвали в Лядах 580 домов, школу, больницу, мельницу, магазины, церковь и все постройки пяти колхозов этого сельсовета.
Уникальная кинохроника
Имеются и другие доказательства злодеяний оккупантов. В БГАКФФД сохранились уникальные кадры хроники военного времени, которые запечатлели работу Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР (ЧГК). Съемка велась после освобождения местечка Ляды, в первых числах октября 1943-го. Сначала мы видим дотла сгоревшие дома. Голос диктора сообщает: «Мястэчка Ляды на Віцебшчыне. Больш шасцісот дагараючых руін пакінулі тут пасля сябе немцы». Далее идут кадры, демонстрирующие работу представителей ЧГК с участием офицеров Красной армии и судмедэкспертов. Кинохроника показывает, как исследуется раскоп захоронения. Диктор комментирует: «На ўскраіне мястэчка ў супрацьтанкавым рве выяўлены след жудаснага злачынства акупантаў — сотні трупаў старыкоў, жанчын і дзяцей, загубленых нямецкімі людаедамі. Не пашкадавалі нават груднога дзіцяці…» Крупным планом показан мертвый младенец, изо рта которого судмедэксперт вынимает с помощью пинцета соску.
Судя по всему, это первые сделанные советскими военными кино-
операторами на территории Беларуси документальные кадры, подтверждающие факт геноцида нашего народа в годы Великой Отечественной войны. В Ляды операторы были переброшены сразу после освобождения местечка, опроса местных жителей и выявления факта массового уничтожения мирного населения. Однако нужно заметить, что само захоронение находится за рекой Мерея в нынешнем Краснинском районе Смоленской области России. Видимо, по этой причине трагические события в Лядах нашли отражение не во всех источниках и справочниках.
Михаил ЛЕЩИНСКИЙ, Витебск.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.