Это, в свою очередь, не позволяет сотрудникам речного порта добывать песок в устоявшемся на протяжении многих лет режиме. Но они нашли выход из ситуации.
По словам начальника филиала «Витебскводтранс» РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» Анатолия Леонова, до недавнего времени на предприятии было две площадки, куда свозился песок из мест добычи – непосредственно в самом порту и в Лущихе, что выше Рубы. Сейчас баржам путь к ним закрыт. Еще не дожидаясь межени (периода, когда уровень воды падает до критических параметров), было решено оборудовать новые площадки для складирования песка у мест добычи. Благодаря поддержке руководства Витебского района и администрации Первомайского района теперь появились три площадки, в ближайших планах – обустройство еще одной. Нашли речники понимание и у основных клиентов, которым пришлось немного увеличить транспортные расходы на доставку. К слову, песок из-под Курино не содержит серы и извести и оптимально подходит для изделий ОАО «Керамика». А вот сырье из района Куковячино, напротив, насыщено этими элементами и непригодно для производства кирпича. Всего у речного порта покупают песок 50 организаций, основной объем реализации приходится на дорожные и строительные предприятия.
На 1 июля этого года речники добыли 112,5 тыс. т песка, это меньше показателя более благополучного с точки зрения уровня воды 2013-го (129,5 тыс. т). Но зато увеличилась реализация – 126,1 и 113,2 тыс. т соответственно. Всего к концу сезона запланировано добыть 316,4 тыс. т песка. Задача выполнимая, считает Анатолий Леонов. И на то есть основания.
Недавно речники восстановили старый землеройный снаряд, его производительность 30-50 тыс. т песка в месяц. В ближайшее время установку планируется доставить на трале в район Курино. Земснаряд поможет выполнить нынешний план и обеспечить высокие объемы в будущем. Ведь с 2015 года только для строительства Витебской ГЭС потребуется около 300 тыс. т песка. В целях улучшения его потребительских свойств сейчас здесь монтируют оборудование, которое будет делить сырье на фракции. Например, производителям бетона и керамики необходима минимальная зернистость, для выпуска асфальта – песок покрупнее.
Речники не ограничиваются лишь добычей песка. Сейчас специалисты и техника предприятия работают на укреплении берегов на строящейся Полоцкой ГЭС. Здесь также производят металлоконструкции различной сложности, планируют восстановить выпуск тротуарной плитки. В обязанности предприятия входит и обслуживание русла Двины на протяжении 90 км. Они устанавливают навигационное оборудование: бакены, вешки, перевальные столбы. К сожалению, речные знаки регулярно подвергаются вандализму. Особенно стараются добытчики металла, вытягивающие со дна железные грузы для деревянных вешек. Теперь речники усовершенствовали отвесы, заливая металл в бетонную оболочку.
На предприятии трудятся 137 человек, средняя зарплата небольшая – чуть более 4 млн руб. Да, есть текучка. Но костяк коллектива держится за счет династий и просто неравнодушных к своему делу людей. А еще есть некая притягательность профессии: бывало, человек отработал здесь 2-3 года и уволился, а через некоторое время снова возвращается.
Среди представителей династий групповой механик по флоту Иван Морозов. Его родители и два брата трудились на предприятии. В речном флоте отработали и родители начальника изыскательско-русловой партии Ивана Русина. Сейчас он трудится в той же должности, что и отец в свое время.
Иван Морозов и Иван Русин пригласили корреспондентов «ВВ» побывать в месте добычи песка и познакомиться с условиями работы и быта речников. Из порта мы отбыли на обстановочном катере «Путевой-3» под управлением капитана Николая Кокошко. Прошли вниз по течению 5 км. Ширина реки в этом месте сейчас 250-300 м (в центре Витебска около 70 м), глубины достигают 14-16 м. К слову, добыча песка благоприятно сказывается на состоянии реки. Например, под Бешенковичами его столько намыло, что Двина начинает зарастать.
На буксире несли вахту первый помощник капитана Александр Кутищев и моторист Никита Наумов. Они провели для нас экскурсию по теплоходу. В экипаже четыре человека, у каждого отдельная каюта. Есть камбуз (кухня), душ, туалет. В кают-компании капитан судна Николай Исаковский создал небольшой музей. Вахту несут по два человека, она длится 3-4 суток (столько же выходных). Рабочий день речников начинается в 6.00 и заканчивается поздним вечером.
Уроженец Казахстана Александр Кутищев учился в Астрахани, работал в Молдавии на реке Днестр, в Латвии – на Даугаве (так латыши называют Двину). В 1989 году переехал в Подсвилье Глубокского района, где жила бабушка жены. Потом снова решил пойти в речной флот и уже 10 лет приезжает за 200 (!) км на работу в Витебск. К слову, в порту первым помощником капитана трудится и новополочанин Сергей Архипов.
Александр Кутищев называет своего молодого коллегу Никиту Наумова настоящим речником, смышленым и перспективным специалистом. Он тоже пошел по стопам отца, хотя учился в ветакадемии, откуда забрал документы на втором курсе. За дополнительную оплату на Никиту возложены и обязанности повара. По утрам он печет блинчики и пончики к кофе. На обед готовит борщ или щи, по четвергам устраивает традиционный рыбный день. Никита хочет выучиться на капитана и зимой вместе со своим сменщиком Александром Кортяговым (переехал в Беларусь из Украины) отправиться в Гомель в школу командного состава.
Побывали мы и на плавучем кране, ковш которого может за раз достать со дна 3-3,5 т песка. Свои владения показал электромеханик Вячеслав Шлык. Здесь также есть все для работы и отдыха, плюс экипаж соорудил небольшую сауну, в складчину приобрели приставку для телевизора и теперь в свободное время могут смотреть 8 каналов.
У речников есть такое понятие «колпит» – коллективное питание. То есть каждому сотруднику, работающему вахтенным методом, на месяц выдается 840 тыс. руб. для приобретения продуктов питания. Они закупают провизию на 3-4 суток. Обычно после окончания вахты холодильник не пустует, что-то остается для другой смены экипажа.
Это говорит о сплоченности как в быту, так и в работе.
Фото Дмитрия Осипова