Автор: . Дата создания:

Невнимательность и нежелание соблюдать элементарные правила безопасности, выходя на проезжую часть в темное время суток, — основные причины ДТП с участием пешеходов, считают в Госавтоинспекции области.

Традиционно поздняя осень — наиболее опасный период для пеших участников дорожного движения. Сокращается световой день, ухудшаются погодные условия; люди, спасаясь от ветра и осадков, кутаются в шарфы и капюшоны, тем самым закрывая себе обзор. Многие автолюбители в городах по вечерам ездят чересчур быстро, обманываясь наличием уличного освещения. Все это, в конечном итоге, в разы увеличивает аварийность.

— Вечером, когда автомобили двигаются с включенными фарами, пешеходу надо быть особенно осторожным на нерегулируемых переходах, так как свет встречных машин и фонарей, отражающийся от мокрого асфальта, не позволяет водителю вовремя увидеть человека на дороге, тем более если тот в темной одежде, — сказал начальник отделения агитации и пропаганды УГАИ УВД облисполкома Александр Казючиц. — Помните, что мгновенно остановить автомобиль невозможно, и ваше внезапное появление перед транспортом может привести к непоправимой беде. В темноте опасность совершения наезда увеличивается по сравнению со светлым временем суток в 9 раз.

Так, 5 ноября «Фольксваген Поло» в Витебске сбил 56-летнюю женщину, переходившую дорогу по нерегулируемому переходу. 20 ноября в Полоцке такси сбило 32-летнего мужчину, перебегавшего проезжую часть вне зебры. Всего же за последние 20 дней произошло 14 аварий с участием пешеходов, два человека погибли, 12 травмированы. Поэтому им следует позаботиться о том, чтобы стать как можно более заметными. Лучшее решение — световозвращающие элементы.

— Распространено мнение о том, что фликеры нужно использовать только в сельской местности. Это заблуждение. Их следует носить и в городе, поскольку, в соответствии с ПДД, наличие световозвращающих элементов — обязанность каждого пешехода, который идет по краю проезжей части в темное время суток. А дорога — это не только автомагистраль, но и улица города, проезд на дворовой территории, — уточнил офицер.

С фонарем вместо фликера

Насколько осторожны и законопослушны пешеходы, корреспондент «ВВ» проверил, отправившись в рейд с госавтоинспекторами. Мы проехали несколько десятков километров, высматривая нарушителей не только в областном центре, но и на дорогах Витебского района. Большинство граждан, которых мы встретили, были обозначены световозвращающими элементами, в том числе школьники.

 

Правила дорожного движения обязывают использовать зимнюю резину с 1 декабря по 1 марта, но ГАИ советует переобуваться заранее, чтобы быть готовым к внезапным ночным заморозкам и гололедице. При температуре ниже 7 градусов у летних покрышек меняются свойства и ухудшается сцепление с дорогой.

 

— Нам еще в детском саду воспитатели объяснили, что нужно носить фликеры, чтобы быть в безопасности по пути домой. Регулярно напоминают об этом в школе. Поэтому сверкающую повязку с рукава куртки никогда не снимаю и родителям советую делать так же, — сказала шестиклассница Алина.

Но попадались и те, кто фликеру предпочел фонарик.

— Это лучше, чем ничего, и все же не самое удачное решение. При движении человек совершает махи руками, и свет на доли секунды пропадает из зоны видимости водителя. Этого может быть достаточно, чтобы произошла трагедия, — отметил Александр Константинович. — Безопаснее носить фликер-повязку, она будет заметна автолюбителям с обеих сторон дороги. Также учтите, что передвигаться пешком следует только по тротуару или пешеходной дорожке. При их отсутствии — по обочине. Если она непригодна для этого, то идите по проезжей части навстречу движению транспорта.

За неиспользование световозвращающих элементов в темное время суток милиционеры могут наказать штрафом до трех базовых величин. Если при этом пешеход был пьян, сумма возрастет до 5 БВ.

— Зачастую причинами аварий на дорогах становятся именно беспечность и неумение правильно реагировать в конкретной ситуации. Знаки «Пешеходный переход» и нанесенная разметка не только обозначают участок дороги, где пешеход может чувствовать себя защищенным, но и предупреждают водителя о потенциальной опасности. Человек, только что стоявший на кромке тротуара, может шагнуть на проезжую часть или оступиться и упасть на дорогу, — отметил Александр Казючиц. — Чтобы предотвратить трагедию, водителям лучше всего всегда снижать скорость перед зеброй, невзирая на наличие или отсутствие в этот момент пешехода, а маневры совершать, убедившись в безопасности действий.

В ходе рейда инспекторы ДПС также останавливали машины и рекомендовали водителям сменить шины на зимние, не дожидаясь декабря.

— Правила дорожного движения обязывают использовать зимнюю резину с 1 декабря по 1 марта, но мы советуем переобуваться заранее, чтобы быть готовым к внезапным ночным заморозкам и гололедице. При температуре ниже 7 градусов у летних покрышек меняются свойства и ухудшается сцепление с дорогой. Зимние аналоги значительно улучшают управление авто и помогают сократить тормозной путь, — подчеркнул Александр Константинович. — Шины, предназначенные для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, должны быть маркированы знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее либо знаками М+S, M&S, M. S., M S или Allseasons.

Фото Дмитрия ОСИПОВА.