В советское время, как известно, инвалидов не было. Вернее, они, естественно, где-то присутствовали, вот только общество их предпочитало не замечать. Мол, сидите дома, получайте положенную пенсию, и пусть о вас заботятся родственники, соседи и социальные работники. А выехать на той же коляске «в люди» могли только самые смелые, да и то не в одиночку.
Для нас, помню, удивительным казался мужчина из соседнего дома, который добился разрешения соорудить к своему 1-му этажу пандус (тогда еще этого слова никто и не знал).
Сегодня государство наконец-то поворачивается лицом к этой категории населения: повсеместно устанавливаются пандусы, чтобы колясочники могли заехать в магазин, аптеку, банк, учреждения культурно-спортивного назначения и т. д. Однако до создания полноценной безбарьерной среды еще ой как далеко. Каково в северной столице инвалидам-колясочникам? Это выясняли журналисты «ВВ», которые отправились на прогулку по витебскому «привокзалью» с двумя активными и жизнерадостными людьми – художественным руководителем ТЦСОНа Первомайского района города Василием Руденко и Ренатой Рабковской, которая заочно заканчивает юридический факультет ВГУ им. П. Машерова.
Рандеву назначили у вокзала. Причем Василий приехал на машине: в свое время с супругой накопили на «Оку» с ручным управлением. Не ахти какое транспортное средство («Не знаю, какие «инвалиды» ее собирали, но для инвалидов она слабо предназначена», – каламбурит Василий), но все же время, конечно, экономит.
Рената же прибыла на общественном транспорте: двое парней-попутчиков помогли ей выбраться из троллейбуса. Экипирована по полной: непромокаемый комбинезон, в отличие от не совсем по погоде одетого Василия.
Городские ворота – на уровне
Как бы усложняя испытание, погода выдалась пасмурная, с непрерывным дождем, но наших попутчиков подобное обстоятельство не смутило: это, мол, далеко не самое печальное в жизни. Вокзал – практически эталонное место для инвалидов. Особых проблем нет. Вот только загвоздка со специальными лифтами на мосту для спуска к перронам. Чтобы ими воспользоваться, надо обращаться за два часа до отправления поезда. Проще, говорит Рената, попросить об услуге грузчиков, которые всегда готовы прийти на помощь.
Увы, наши поезда абсолютно не готовы принять человека с коляской. Приходится его вносить на руках. А как посетить туалет в вагоне? В Западной Европе о таких проблемах уже и не вспоминают. Там у поездов широкие входы, как в трамваях, и отхожие места специальные.
«Пороги, пороги…»
Эта популярная в свое время песня Владимира Кузьмина вспомнилась во время прогулки. Вот только если в музыкальной композиции речь шла об опасных местах в речной стремнине, то в нашем случае – о препятствиях, подстерегающих на входах в заведения и на городских улицах.
Основная сложность при передвижении колясочника по городу – бордюры. Самый трудный из них встретился в районе пешеходного перехода на пересечении улиц Кирова и Комсомольской. Проблемный и мост через железнодорожные пути к культурно-спортивному центру железнодорожников.
Рената признается, что из-за бордюров во многих местах нереально передвигаться по тротуарам, поэтому вопреки всем Правилам дорожного движения она ездит в основном по проезжей части.
«А ведь мы представляем очень большую опасность на дорогах», – констатирует Рената Рабковская. Как положительный пример она приводит руководителя Бобруйска, который, проехав по городу на велосипеде вместе с колясочником, сразу дал распоряжение срезать все мешающие движению бордюры. А у наших инвалидов одна надежда: с каждым новым слоем асфальта будет уменьшаться высота препятствия.
Рената активно пользуется общественным транспортом. Благо люди у нас в целом отзывчивые, помогают войти в автобус или трамвай. Если они низкопольные, то с этой задачей справится любая девушка.
Однако продолжаем путь по улице Кирова. Увы, никак не просочиться в магазин спортивной одежды. «Хочу зайти, а ступенька не дает», – замечает Василий. Не приобрести и книгу в негостеприимном для инвалидов «Светоче». Из-за тех же ступенек не получилось купить обувь в «Сивельге», зато приветливо распахнул двери «Мегатоп», где, правда, одна из консультантов немного смутилась, увидев нашу компанию, но обслужили на уровне. Василий подобрал себе здесь симпатичные «педальки». А вот «Изумруд» недоступен для инвалидов: «А мы что, не хотим драгоценности покупать?» – искренне удивляется Рената.
Если перед входом в магазин пандус, а затем встречает вертушка, то понятно, что через нее не проехать в коляске. Можно, конечно, подозвать работника и озвучить заказ, но это совсем не то: хочется самому сделать выбор, изучив весь ассортимент товаров.
Какие магазины самые удобные? В основном большие по площади: торговый центр «Марко-сити», «Корона», «Евроопт»… Подходит для людей с ограниченными возможностями и сеть магазинов «Веста». Здесь, по словам собеседников, всегда реагируют на просьбы. Если нет пандусов, стоит сделать запись в книге замечаний и предложений, и проблема будет решена. Мы зашли в «вестовский» магазин №65, где приветливая заведующая Елена Ибрагимова отметила, что коллектив прекрасно знает, как обслуживать людей с ограниченными возможностями, они ведь посещают объект торговли каждый день.
Непреодолимым препятствием для инвалидов-колясочников являются подземные переходы. В одиночку их не пересечь. Мечта многих и поход в театр. Громадная проблема – туалеты для инвалидов, которых, кроме площади Победы и некоторых торговых сетей, и вспомнить не смогли.
Рената рассказала, что в культурно-развлекательном центре «Планета» пандус есть, а подъехать к нему на коляске нереально. «Мы такие же люди, как и все остальные, тоже хотим развлекаться, а не следовать по маршруту «больница – аптека», – сетует Рената Рабковская. Кстати, в апреле она заняла второе место на чемпионате страны по настольному теннису среди колясочников в Гродно. У Ренаты проблема с родным факультетом, где «безбарьерка – просто жуть!». Сейчас, по ее словам, на 4-й этаж студентку придется кому-то заносить из-за отсутствия лифта.
Попутчица считает, что наши инвалиды-колясочники очень инертны, а нужно самому добиваться улучшения условий. Когда жалуются на неудобства, парирует: «А что ты сделал для этого, к кому обратился?» Оказывается, ни к кому. А ведь если бы каждый колясочник добился строительства условных 10 пандусов, то ситуация была бы совершенно другой. Эти спуски нужны не только для инвалидов, но и для мам с колясками, пожилых людей и др.
Однако в целом по созданию безбарьерной среды Витебск смотрится лучше некоторых других городов, во многом благодаря подготовке к фестивалю искусств.
Комментарий специалиста
Начальник управления социальной поддержки и стационарных учреждений комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома Вера Астапенко разъяснила, что в настоящее время созданию безбарьерной среды придается особое внимание. Каждый новый вводимый объект должен в обязательном порядке быть оборудован пандусами, в комиссии по приемке включаются представители общественных объединений инвалидов. Что касается старых конструкций, то возникают ситуации, когда проблемно сделать перепланировку. В таком случае проводится экспертиза и вопрос решается в индивидуальном порядке, как при массовом открытии в последнее время торговых объектов на первых этажах жилых домов.
Мечты сбываются
Кстати, у Василия Руденко есть мечта: создать интерактивную карту Витебска для инвалидов. И это вполне реальная цель, считает он, приводя в пример Брест. Туда человек с ограниченными возможностями может приехать, не зная города, ориентируясь только по виртуальной схеме. По ней можно узнать степень доступности для инвалидов магазинов, кафе, гостиниц, туалетов и других необходимых мест.
А еще Василий и Рената занимаются… танцами на колясках, которые демонстрировали даже на площадках «Славянского базара», доказывая, что недуг – не повод отказываться от радостей этого мира.
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.