В областном центре на контроле у судебных исполнителей порядка трех тысяч исполнительных листов о взыскании алиментов. Около 25-30% из них проблемные: средства на воспитание собственных детей родители выплачивают нерегулярно. В последние годы таких должников становится больше. С какими сложностями при работе с алиментщиками сталкиваются судьи и судебные исполнители, узнал корреспондент «ВВ».
Что говорит закон
Некоторые такие исковые производства вполне могут лечь в основу сценария мыльной оперы. В одном из витебских судов был случай, когда женщина подала заявление на алименты, а обиженный разрывом с возлюбленной мужчина решил назло оспорить отцовство (хотя в свидетельстве о рождении значился именно он). Можно представить его удивление, когда судебно-геномная экспертиза подтвердила, что никакого родства между ним и ребенком действительно нет. В какой-то степени курьезна история женщины, которая для установления отцовства и впоследствии взыскания алиментов сперва пригласила в суд одного потенциального отца, а когда выяснилось, что ошиблась, — второго, но и тут вышла осечка.
Иногда при рассмотрении дел по искам о взыскании алиментов приходится сталкиваться с неоднозначными ситуациями. Мужчины, вступив в сговор с новой супругой, предъявляют в суд иск с целью необоснованного снижения размера алиментов на детей от других матерей или в целях уклонения ответчика от выполнения обязательств перед другими лицами (например, по возмещению причиненного ущерба). После разбирательства суды отказывают в таких исках.
Наталья Лях также рассказала, что в основном алименты взыскиваются с момента обращения в суд, но иногда это может делаться и за прошедшие три года. При этом суд должен установить, что до обращения уже принимались меры к получению средств на содержание, но отец уклонялся от выплат.
— Не стоит отказываться от взыскания алиментов только из принципа «мне от него ничего не надо», — считает Наталья Лях. — Каждый должен понимать, что обязанность родителей содержать своих детей является безусловной. Она наступает с момента рождения ребенка и заканчивается по достижении им совершеннолетия либо возраста, указанного в брачном договоре, соглашении о детях.
Долговая яма
По словам начальника отдела принудительного исполнения Октябрьского района Витебска ДмитрияШнявина, абсолютное большинство плательщиков алиментов — мужчины. Хотя в прошлом году из примерно 1100 исполнительных производств в районе 5 касались молодых женщин, которые оставили своих детей на воспитание бывшему супругу. Алименты, к слову, они выплачивают исправно, чего не скажешь о некоторых горе-отцах.
— Есть мужчины из категории обязанных, которые принципиально уклоняются от алиментов, объясняя, мол, я им ничего не должен, — рассказывает Дмитрий Шнявин. — Больше всего проблем с безработными, которые трудятся нелегально, и опустившимися людьми – им, кроме алкоголя, уже ничего не надо.
Если родители уклоняются от уплаты алиментов более трех месяцев в течение года, судебный исполнитель или взыскатель средств может обратиться в милицию с соответствующим заявлением. Материалы проверки направляются в местные РОВД, а затем в Следственный комитет, где при наличии состава преступления возбуждается уголовное дело по статье 174 УК РБ«Уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении». Санкции по ней разнятся: общественные или исправительные работы до двух лет, арест до трех месяцев, ограничение свободы до трех лет, лишение свободы на срок до одного года.
Несколько лет назад злостных должников решили наказывать еще и рублем: за каждый день просрочки начисляется неустойка в размере 0,3% от общей задолженности. Суммы выходят немаленькие, например, в Октябрьском районе Витебска имеются алиментщики, задолжавшие более 10 млн рублей. Есть и своеобразный рекордсмен — отец, который несколько лет числился в розыске, а когда объявился, с учетом неустойки ему насчитали задолженность более чем на 100 млн рублей.
— К сожалению, это еще не значит, что его сын или дочь когда-нибудь увидит эти деньги, — считает Дмитрий Шнявин. — То, что человек ударяется в бега, чтобы не помогать собственному ребенку, уже говорит о многом. У нас есть должники, которые имеют по 5-6 судимостей за неуплату алиментов, но по-прежнему нигде не работают, все больше погружаясь в долговую яму.
К слову, для более-менее адекватных отцов, «забывших» о содержании своих детей, предусмотрены эффективные меры воздействия. Это ограничение выезда за рубеж, права на вождение транспортных средств, наложение ареста на имущество, банковские счета, изъятие автомобилей, списывание денег со счетов мобильных операторов.
Люди и суммы
И все же горе-отцы идут на различные ухищрения, чтобы не платить алименты или сократить их до минимума. Одни специально числятся безработными (в этом случае выплаты привязаны к средней зарплате по стране и на одного ребенка сейчас составляют чуть более 1,4 млн рублей), другие трудоустраиваются для отвода глаз на низкооплачиваемую работу (тогда для расчета долга принимается 25% от заработка, но не ниже минимального размера выплат, привязанного к бюджету прожиточного минимума, — около 620 тысяч на одного ребенка), а кто-то из-за спиртного вообще не обращает внимания на судимости и долги.