По обращениям граждан, поступающим в различные инстанции, можно судить не только о палитре волнующих людей вопросов, но и об их настроении, авторитете и доверии к власти.
Решать возникающие проблемы быстро, качественно и без проволочек – самый правильный путь, которому не всегда следуют соответствующие службы по различным причинам. Как нужно выстраивать работу местным органам власти и государственным организациям, чтобы не плодить жалобщиков и свести к минимуму количество обращений? Об этом и многом другом на конкретных примерах будем рассказывать в новом проекте «Решать вопросы сообща».
– С начала года в Витебский облисполком поступило 415 обращений, что соответствует такому же количеству за аналогичный период 2022 года. Просматривается тенденция роста устных обращений и в электронной форме, – сообщила начальник отдела по работе с обращениями граждан и юрлиц облисполкома Илона Шульга. – Это связано в первую очередь с тем, что с этого года внедрена и действует программа по учету и обработке электронных обращений граждан. Этот программный продукт востребован у продвинутых пользователей, которые могут создать свой личный кабинет и через него обратиться в любую государственную организацию на территории республики. В личном кабинете сохраняются все обращения и ответы, поступающие на них.
– Илона Владимировна, какие проблемы больше всего волнуют граждан?
– Безусловно, в приоритете вопросы ЖКХ. И это понятно. Холодные батареи, из крана течет недостаточно теплая вода, прохудилась кровля, некачественно убирается подъезд… Это то, с чем граждане сталкиваются в повседневной жизни и что мешает им жить в комфортных условиях. Иной раз гражданин, оставив заявку в 115, дополнительно обращается в гор- или облисполком. Получается, что по одному вопросу работают сразу несколько инстанций. И пока суд да дело, заявка выполняется той же службой ЖКХ. Возникает резонный вопрос: стоило ли так напористо действовать? Может, лучше было бы немного подождать? Безусловно, речь не идет о каких-то экстренных и аварийных ситуациях, когда нужно срочно принимать решения.
– И все же жизнь показывает: коммунальники далеко не всегда оперативно и своевременно принимают решения.
– Увы. Если наблюдаем системные провалы, тогда со своей стороны пытаемся вмешаться в ситуацию. Но есть немало вопросов, связанных с дополнительными затратами. Особенно это касается капитального ремонта и строительства инженерно-транспортной инфраструктуры в зонах индивидуальной застройки. Такие обращения находятся на контроле до тех пор, пока их не учтут при планировании госпрограмм и формировании плановых работ.
– Если посмотреть на поступившие обращения в облисполком, то в разрезе по важности как они распределились?
– Например, больше 50 связаны с содержанием жилищного фонда, 31 – дорожной сети, по 15 – индивидуального жилищного строительства и улучшения жилищных условий. Вот, скажем, сирота из Полоцка сообщил, что ему негде жить, а стоит сотым в очереди на улучшение жилищных условий. Как мы поступаем? Предлагаем пути решения. Дескать, он может получить место в общежитии или арендное жилье, которое можно перевести в социальное, при трудоустройстве можно получить жилье от организации. Человек рассматривает варианты и выбирает для него подходящий.
– Из числа поступивших есть ли обращения, которые мы называем долгоиграющими?
– К сожалению, есть. Чаще всего они касаются земельных споров и соблюдения норм индивидуального строительства. Как правило, в основе таких споров лежит межличностный конфликт между соседями по даче. Их решение видится туманным, если граждане не находят общих точек соприкосновения. К счастью, в этом году не было повторных обращений и на 30 % снизилось количество поступивших в вышестоящие инстанции. Это говорит о том, что все вопросы решаются на местах. Значит, местной власти люди доверяют.
Фото Петра ЧИМКОВСКОГО.