Расчеты за тепло- и электроэнергию, подключение частных жилых домов к электроотоплению, модернизация средств учета — этим и другим актуальным темам был посвящен брифинг в РУП «Витебскэнерго». Встречу с представителями СМИ приурочили ко Дню потребителя.
Как отметил заместитель генерального директора по сбыту Павел Харитонов, электричество – та объективная необходимость, без которой мы в своей повседневной жизни уже обойтись не можем. Абонентская база потребителей у РУП «Витебскэнерго» достаточно большая – почти 633 тыс., из них более 595 тыс. – бытовые абоненты.
– Задача нашего более 10-тысячного коллектива заключается в том, чтобы в каждом доме, у каждого потребителя были свет и тепло, чтобы качество услуг улучшалось, а возникающие проблемы разрешались четко и быстро, – пояснил Павел Харитонов.
РУП «Витебскэнерго» в настоящее время участвует в реализации двух масштабных республиканских программ, связанных с повышением точности учета электроэнергии и внедрения автоматизации. В первую очередь речь идет о замене индукционных приборов учета на электронные. Интенсивная модернизация приборного парка ведется на Витебщине с 2016 года. На сегодняшний день по программе почти 75% бытовых абонентов уже оснащены электронными приборами учета, и к 2023 году реализация данной программы будет завершена. Павел Харитонов также подчеркнул, что приборы изготавливаются в Республике Беларусь, и проблем с их поставками не возникает.
Коррективы в работу энергетиков внесла пандемия, которая активизировала деятельность по установке выносных шкафов учета электроэнергии для абонентов, проживающих в индивидуальных жилых домах. Таковых уже 43 тыс. Как отметили специалисты РУП «Витебскэнерго», данная система позволяет не заходить в дома для проверки счетчиков или устранения возникающих технических неисправностей. Прежде, чтобы застать хозяев, приходилось приходить по адресам несколько раз, теперь достаточно открыть шкаф, установленный на улице.
Еще одно актуальное направление – создание в жилищном фонде автоматизированных систем контроля и учета электрической энергии (АСКУЭ). Срок реализации этой программы – 2021 – 2025 годы. АСКУЭ-быт позволяет снимать показания приборов учета электроэнергии и передавать их для расчетов в систему ЕРИП. То есть человеку не надо самому смотреть показания счетчика, высчитывать, сколько потреблено за месяц. Все это будет отражено при оплате за электричество в интернет-банкинге, инфокиоске или при расчетах на почте. На данный момент в АСКУЭ-быт включено 37% от общего количества бытовых абонентов.
Директор филиала «Энергосбыт» Владимир Филиппов выделил вопросы, с которыми чаще всего обращаются люди. В частности, о том, как АСКУЭ-быт выставляет показания счетчика. Если потребитель снимал их в день оплаты, то автоматизированная система делает это в последний день месяца в ноль часов. Поэтому некоторым непонятны расхождения цифр.
По словам Владимира Филиппова, постоянные анализ и мониторинг объема оказанных услуг ведутся в рамках «одного окна» в разрезе всех структурных подразделений филиалов РУП «Витебскэнерго». За прошлый год было зарегистрировано 10,7 тыс. обращений граждан, подключено 2,5 тыс. новых потребителей.
На сегодняшний день почти 75% абонентов уже оснащены электронными приборами учета, и к 2023 году реализация данной программы будет завершена.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь сейчас идет перезаключение двух видов типовых договоров на оказание услуги электроснабжения, а также услуг теплоснабжения с абонентами, проживающими в одноквартирных (блокированных) жилых домах. Это нужно для того, чтобы в одном документе была прописана вся необходимая для потребителя информация, что позволяет лучше защитить его права.
Начальник отдела по работе с потребителями Георгий Грибунов рассказал о преимуществах дифференцированных по временным периодам тарифов. Этой возможностью уже воспользовались около 1,5 тыс. бытовых абонентов. Растет число желающих, проживающих в частных домах, использовать электричество для отопления, горячего водоснабжения. Так, по тарифной группе «Электрическая энергия при условии ее использования в том числе для нужд отопления, отопления и горячего водоснабжения в жилых домах (квартирах), не оборудованных в установленном порядке системами централизованного тепло- и газоснабжения и оборудованных в установленном порядке электрическими плитами, при отсутствии отдельного (дополнительного) прибора учета для нужд отопления, отопления и горячего водоснабжения» рассчитываются 584 бытовых абонента (в 2022 году тариф по 31 мая включительно составляет 0,0981 руб. за 1 кВт•ч, с 1 июня будет 0,1003 руб. за 1 кВт•ч). А по тарифной группе для тех же нужд, но при наличии отдельного (дополнительного) прибора индивидуального учета расхода электрической энергии для нужд отопления, отопления и горячего водоснабжения и при отсутствии электроплиты рассчитываются более 6 тыс. абонентов (сейчас этот тариф – 0,0398 руб. за 1 кВт•ч, с 1 июня – 0,0433 руб. за 1 кВт•ч до конца года).
Но пока не все заявки энергетики могут удовлетворить. В некоторых случаях необходима реконструкция электросети, а также соблюдение необходимых условий. С ними можно ознакомиться на сайте «Витебскэнерго» или в расчетно-кассовом центре.
– В этом году современный расчетно-кассовый центр, где потребители смогут получить весь спектр услуг, появится в Глубоком. Строительные работы там уже начаты, и планируем, что к началу осени РКЦ откроет свои двери для посетителей, – подытожил Павел Харитонов.
По числу расчетно-кассовых центров Витебщина лидирует. В области их уже 20. Открытие последнего — в Шумилино — приурочили к областным «Дажынкам».
Фото Татьяны ПАСТЕРНАК.