Автор: . Дата создания:

Ученые Витебского государственного технологического университета разработали устройство и экспресс-метод для контроля качества моторного масла в системе смазки автомобиля. По сравнению с зарубежными аналогами такая методика дает более точную и комплексную информацию.

Как сообщил один из авторов разработки заведующий кафедрой «Автоматизация производственных процессов» ВГТУ Андрей Науменко, над разработкой систем диагностики состояния моторных масел и технических жидкостей в вузе уже много лет занимается группа ученых под руководством профессора Александра Джежоры. Происходит это в сотрудничестве и по запросу предприятий Витебска, которые выпускают оборудование для автомобильной промышленности.

По словам Андрея Науменко, уровень износа масла обычно рассчитывается, исходя из пробега машины, либо наработанных мото-часов.  Новшество от ВГТУ позволяет конкретно определить этот уровень. И установить насколько снизились свойства и показатели масла.

– Основным эксплуатационным параметром промышленного масла является кинематическая вязкость, – рассказывает Андрей Михайлович. – В процессе эксплуатации масло становится более густым и теряет возможность смазывать детали авто. В увеличивается трение деталей и потери мощности. Наш прибор измеряет диэлектрическую проницаемость. Мы разработали методику, с помощью которой на основе этого показателя диагностируется кинематическая вязкость. Наши эксперименты показали, что у нового масла вязкость и диэлектрическая проницаемость имеют низкие значения. И по мере износа они растут. Мы установили, что в процессе эксплуатации автомобиля с ростом диэлектрической проницаемости масло становится более густым и увеличивается его вязкость.

Для диагностики в ВГТУ разработали специальный прибор. Он состоит из измерительного датчика и принимающего прибора, который анализирует полученную информацию. Результаты измерения передаются по беспроводной сети.

– Датчик ставится на масляный фильтр автомобиля, – пошагово описывает метод измерения ученый. – Перед началом измерений водителю надо через смартфон по Wi-Fi подключиться к прибору, внутри него стоит адаптер сети. И при открытии интернет-браузера на мобильном устройстве появится страница с результатами диагностики. Когда прибор показывает, что уровень износа масла более 80%, его рекомендуется менять.

Андрей Науменко подчеркивает, что такую диагностику важно регулярно проводить для нормальной работы машины.

– При несвоевременной замене масла автомобиль может раньше выйти из строя, чем это предусмотрено эксплуатационными характеристиками, – говорит ученый. – И придется отдавать его в ремонт. Слишком частая замена масла тоже нецелесообразна, она увеличивает расходы.

Новый прибор успешно прошел испытания на автомобилях. В планах ученых ВГТУ предложить эту разработку транспортным предприятиям и другим крупным организациям Витебска, где массово используется автомобильный транспорт.

Как отметил Андрей Науменко, с помощью одного прибора можно проверять образцы масла сразу от нескольких автомобилей. Такая возможность предусмотрена, например, для станций техобслуживания.

Фото Евгения КАРПАСА.