Как оградить молодежь от правового нигилизма и сформировать у нее правовую культуру? Об этом говорили эксперты за круглым столом, который организовал региональный центр правовой информации Витебской области.
Юристы, педагоги, представители общественных организаций региона и присоединившиеся к ним благодаря видеосвязи специалисты из Минска, Бреста, Могилева и Гродно обсуждали направления правового просвещения детей и подростков и профилактики их противоправного поведения. Важность юридических знаний для юношей и девушек отметил заместитель председателя облисполкома Вячеслав Дурнов. В Витебской области осуществляется системная работа с молодежью. И здесь большую помощь педагогам оказывают информационные ресурсы Национального центра правовой информации, прежде всего детский правовой портал.
– Формирование правовой культуры школьников начинается с изучения обновленной Конституции, большим интересом у детей пользуется информационно-образовательный проект «Школа активного гражданина ШАГ», – рассказал начальник главного управления по образованию облисполкома Дмитрий Хома. Витебские педагоги не забывают о правовом просвещении взрослых через систему «Родительских университетов». Юридические знания получают и сами педагоги, осваивая специальные программы.
Интерес у экспертов круглого стола вызвала практика применения медиации – метода взаимовыгодного разрешения конфликтов при содействии третьей незаинтересованной стороны – в школьных спорах. Это еще одно направление повышения правовой культуры подростков и их родителей, убеждены эксперты. В белорусском законодательстве медиация закреплена с 2014 года, однако в учебных заведениях пока не получила широкого распространения.
– Медиация позволяет формировать безопасное правовое пространство вокруг подростков. Ее применение оправдано в спорах между родителями и инспекцией по делам несовершеннолетних, конфликтах между детьми, – считает начальник управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности министерства юстиции Диана Подлесская.
О необходимости формированию у юных граждан понимания соотношения прав и обязанностей говорил первый заместитель директора Национального центра правовой информации Республики Беларусь Вячеслав Абрамов. Во взаимодействии с государственными органами, общественными объединениями, библиотеками, где работают публичные центры правовой информации, юристы ведут просветительскую работу. Кроме того, создают методический материал, который позволяет компетентно доносить юридические знания.
На круглом столе обсудили инновационные формы и методы работы, а также определили цели по созданию условий для развития правосознания молодого поколения, освоению молодежью основ информационно-правовой грамотности и навыков правового поведения. Эксперты убеждены: нужно строить единое информационно-правовое пространство, обеспечивающее доступность правовых знаний для юношей и девушек.
– Нам необходимо осознать причины правового нигилизма молодежи и привить ей правовую культуру, которая предполагает не только знание законов и умение их применять. Третья важная составляющая правовой культуры – это навык применения законов, – убежден Алексей Егоров, член постоянной комиссии по законодательству Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь, ректор Белорусского государственного экономического университета, доктор юридических наук. – Такой навык нарабатывается в рамках гражданского общества и касается не только правоприменительной практики. В процессе принятия абсолютно нового для нас закона о гражданском обществе, подготовка которого сейчас идет очень активно, понятие «правовая культура» найдет свое отражение.
Круглый стол «Формирование правовой культуры несовершеннолетних» в Витебске открыл цикл мероприятий, приуроченных к 25-летию Национального центра правовой информации Республики Беларусь, которые запланированы во всех регионах страны.
Анна ПАВЛОВА, фото представлено Главным управлением юстиции облисполкома