Автор: . Дата создания:

На Витебщине уже почти 3 тыс. граждан сделали выбор в пользу нового налогового режима — они зарегистрировались в мобильном приложении «Профдоход» в качестве плательщиков налога на профессиональный доход (НПД). Нововведения ориентированы на то, чтобы сделать налоговое администрирование простым и удобным для граждан. 

В числе наиболее популярных видов деятельности среди плательщиков НПД — репетиторство, ремонт одежды, аренда жилых помещений для краткосрочного проживания, парикмахерские и косметические услуги. Такая информация прозвучала на семинаре по изменениям налогового законодательства, который прошел в администрации Октябрьского района Витебска.
Переход с 1 января на уплату НПД, а также утрата индивидуальными предпринимателями возможности применять упрощенную систему налогообложения (УСН) стали, пожалуй, самыми резонансными новациями 2023 года. Поэтому основной акцент в информационно-разъяснительной работе налоговые органы делают именно на этих аспектах. Оказание помощи добросовестным плательщикам в правильном исчислении и уплате налогов, а также оперативное информирование плательщиков об изменениях законодательства являются важнейшими задачами налоговых органов, подчеркнул начальник инспекции Министерства по налогам и сборам по Октябрьскому району Витебска Игорь Воронов.


— В числе проблемных моментов, с которыми к нам обращаются плательщики, я бы выделил правильность заполнения чеков для НПД, разъяснения по видам деятельности для нового режима. Проанализировав уже поступившие вопросы, наши специалисты подготовили слайды, чтобы в доступной и доходчивой форме донести информацию по всем темам, которые волнуют граждан, — рассказал Игорь Воронов.
В ходе семинара заместитель начальника управления налогообложения физлиц областной налоговой инспекции Александр Костюкевич подробно рассказал о преимуществах нового налогового режима и поделился информацией о недостатках, которые проявляются при эксплуатации цифрового приложения. По его словам, налог на профдоход — это современный механизм взаимодействия плательщиков и налоговых органов, который полностью исключает личный контакт: с помощью мобильного сервиса проходит процесс регистрации, при необходимости могут вносится любые корректировки, в частности, данных о доходах, а также прекращается деятельность. Работа в этом режиме не требует от физлиц заключения каких-либо договоров со своими партнерами или клиентами. Количество обязанностей пользователя сокращено до минимума. Точнее, их всего 3 — это регистрация в качестве плательщика НПД, оформление чека на каждую сделку, уплата налога. Кроме того, применение НПД позволяет снизить налоговую нагрузку (по сравнению с единым налогом). Еще в числе плюсов — отсутствие необходимости использовать контрольно-кассовое оборудование, представлять соответствующие отчеты и декларации.


Безусловно, как и всякое новшество, цифровое приложение будет совершенствоваться с учетом практики применения. По словам Александра Костюкевича, в числе уже проявившихся недостатков — в приложении иногда могут отображаться неактуальные данные плательщика, например, адрес места жительства или фамилия. Кроме того, процедура регистрации доступна не через всех мобильных операторов. Также «Профдоход» не предусматривает возможность оплаты налога и переадресует пользователя на банковские сервисы. Тем не менее налоговое ведомство постоянно совершенствует мобильное приложение. Например уже доступна его новая версия, которая содержит дополнительные функциональные возможности, в том числе формирование pdf-документа для чека в двух форматах (А4 и 80 мм), оптимизированный сценарий ввода адреса объекта недвижимости. По сообщению телеграм-канала МНС Беларуси, в приложение также внесены изменения для улучшения его производительности и стабильности работы.


Налоговики широко используют все доступные каналы коммуникаций для информирования плательщиков. По словам заведующего сектором информационно-разъяснительной работы инспекции по Октябрьскому району Витебска Ольги Агуловой, специально разработанные памятки размещены в торговых центрах, административных зданиях (отделениях связи, учреждениях образования, ЖКХ), на рынках и других общественных местах, информация об изменениях налогового законодательства ретранслируется в общественном транспорте. Это спланировано с таким расчетом, чтобы охватить разъяснительной работой широкий круг плательщиков. Кроме того, постоянно проводятся «прямые линии», личные приемы непосредственно в инспекции, а также выезды в организации, на предприятия и рынки. Причем информационно-разъяснительная работа проводится по экстерриториальному принципу — обратиться за консультацией к специалистам районной инспекции может любой гражданин независимо от места жительства.