Автор: . Дата создания:

В Витебской области продолжаются масштабные рейды по проверке автобусов и автомобилей-такси, направленные на пресечение деятельности нелегальных перевозчиков и нарушений в деятельности всех пассажироперевозчиков.


Такая практика предусмотрена протоколом заседания комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при облисполкоме. В рейдах участвуют филиал Транспортной инспекции по Витебской области, ГАИ, ОАО «Витебскоблавтотранс», областная инспекция Министерства по налогам и сборам. Главная цель – обеспечение безопасности пассажиров.


Поводом для усиления контроля послужила трагичная авария под Смолевичами. Напомним, что 20 февраля в результате лобового столкновения маршрутки и груженого МАЗа погибли 11 человек. Еще девять пациентов в крайне тяжелом состоянии госпитализировали в больницы. Позже двое из них скончались. Среди погибших были дети. За трагедией скрывался комплекс проблем. В частности, в маршрутном такси на 15 посадочных мест ехало 19 человек. Перевозчик переоборудовал автомобиль, добавив в него дополнительные сиденья, и допустил проезд пассажиров стоя. 


– Чтобы предотвратить подобные трагедии и потребовать устранения нарушений требований технических регламентов, а также законодательства по другим вопросам, выработан алгоритм действий смежных служб, – сообщает заведующий сектором транспорта, коммуникаций и связи комитета архитектуры и градостроительства облисполкома Татьяна Урбанайтес. – Наряду с обеспечением сохранности здоровья и жизни пассажиров участники рейдов пресекают и другие правонарушения.


Татьяна Урбанайтес пояснила, что владельцы авто, жаждущие наживы, перевозят пассажиров в регулярном сообщении под видом нерегулярного. То есть, занимаются этим постоянно, но якобы «по случаю». Они особенно активны, когда наблюдается наплыв пассажиров, например, в преддверии и по окончании праздничных и выходных дней. В то же время автобусы легальных регулярных перевозчиков, включая обеспечивающие соблюдение социальных стандартов, выходили на линии незаполненными. Из-за нерентабельности рейсов перевозчики, в том числе победившие когда-то в конкурсах у нелегалов, в частности, ОАО «Витебскоблавтотранс», в последующем были вынуждены отказываться от выполнения «порожних» поездок и уйти с рынка. Вследствие чего пассажиры утрачивали возможность добраться в пункт назначения рейсовым автобусом.


Порочный круг замыкался, и пассажиры единственным возможным вариантом добраться в нужное место видели использование услуг нелегалов. Недобросовестная конкуренция заключается и в демпинге, то есть занижении стоимости проезда, ведь нарушители могут себе это позволить, поскольку не несут затраты по уплате взносов в ФСЗН и предусмотренных законодательством налогов. Уходя из поля зрения контрольно-ревизорской службы, которая проверяет обилечивание, злоумышленники принимают «серую наличность» без использования кассового оборудования. Как следствие, занижается налогооблагаемая база.


В результате проверки деятельности пассажироперевозчиков рейдовая группа выявляет множественные серьезные нарушения, по которым можно сделать вывод о том, что исключительная забота нелегалов – нажива.


– Самый эффективный способ выявления незаконной предпринимательской деятельности – контрольные закупки. Только с начала мая мы провели их 10, – рассказывает начальник филиала Транспортной инспекции по Витебской области Сергей Маршалович. – С помощью контрольных закупок выявляем также и тех, кто перевозит пассажиров регулярно под видом нерегулярных рейсов.


Налоговые и финансовые нарушения встречаются не реже фактов изменения конструкции микроавтобусов, а именно: незаконного добавления пассажирских сидений. К слову, «кулибины» крепят их к полу салона на небольшие металлические пластины обычными болтами. Поэтому при сильном ударе от столкновения машины с препятствием неминуемо отрываются от пола. Неискушенному человеку обнаружить такие нарушения очень сложно. Зачастую люди уверены: раз водитель позвал, значит, ему было можно, и машина у него в порядке. Иначе кто бы ему позволил работать? Однако поймать нарушителя за руку непросто.


– У одного предприимчивого жителя Полоцкого района выявили нарушения сразу по пяти статьям КоАП Республики Беларусь, – продолжает Сергей Маршалович. – Это стало основанием для ареста его автомобиля. На данный момент уже два транспортных средства, с помощью которых совершались правонарушения, арестованы и находятся на штрафной стоянке до решения суда. Практика показывает, что только соразмерное содеянному наказание может заставить таких «дельцов» легализоваться.


Хотя «шептунам» и «зазывалам», предлагающим довезти с ветерком до Городка, Лиозно, Орши, Полоцка, Сенно – по всем популярным направлениям – противодействует служба охраны автовокзала, в первую очередь о своей безопасности следует заботиться самим  пассажирам.


Важно, что законопослушные пассажироперевозчики обеспечивают ежедневный контроль состояния транспортных средств и медицинское освидетельствование водителей.
А кто даст гарантии, что, соглашаясь ехать в случайном авто, вы сядете в исправную машину к водителю, который накануне не выпивал? Делая выбор в пользу нелегального перевозчика, в том числе с использованием интернет-ресурсов, не являющихся правообладателями информации о движении транспорта, пассажиры подвергают свою жизнь и здоровье опасности, способствуют нарушению законодательства.


В то же время на официальном сайте ОАО «Витебскоблавтотранс» voat.by пассажирам предоставлена официальная информация о расписании движения транспорта и возможность приобретения билетов в междугородном и пригородном сообщении онлайн. Используя единую информационную систему продажи билетов, через автотерминал области можно приобрести билеты на поездки практически из всех городов республики.
Справка «ВВ»: За истекший период 2023 года в Витебской области провели 27 контрольных закупок, во время которых выявили 34 нарушения со стороны перевозчиков и водителей. Выявили один факт незаконной предпринимательской деятельности без государственной регистрации. Информация о нарушениях при работе с кассовым оборудованием передается в областную инспекцию Министерства по налогам и сборам.