Вопросы продолжительности жизни, уровня рождаемости, соотношения мужчин и женщин в нашем регионе интересны многим. Поэтому именно их и решили обсудить на пресс-конференции, которая состоялась в главном статуправлении области.
Нужно сказать, что демографическая ситуация в нашем регионе неоднозначная. Одни показатели могут служить поводом для радости, другие заставляют задуматься и даже встревожиться.
— Как положительную тенденцию следует отметить рост количества родившихся детей, — отметила заместитель начальника главного статистического управления области Лариса Иваненко. — Если раньше на свет появлялось за год около 11-12 тыс. малышей, то в 2014-м их было 13 370.
Видимо, сказываются принятые государством меры по поддержке молодых матерей и многодетных семей: дополнительное пособие на второго ребенка, льготное кредитование строительства жилья и прочие преференции хотя и не являются основной причиной решиться на пополнение, но служат неплохим аргументом в его пользу.
— Коэффициент рождаемости на тысячу населения у нас сложился самый высокий за последние 10 лет, — дополняет начальник отдела статистики услуг и демографической статистики Наталья Шруб. — По итогам 2014 года на первой позиции оказался Лепельский район с показателем 13,2.
Как сообщила Наталья Олеговна, за последние четыре года коэффициент рождаемости на тысячу населения существенно вырос в ряде регионов: к примеру, на Россонщине с 8,5 до 12,7, на Миорщине с 8,3 до 12,4. Причем женщины все чаще решаются стать мамой снова. Если в 2000 году на свет в основном появлялись первенцы (их было свыше 60%), то сейчас на Витебщине растет число вторых и третьих родов (в прошлом году 40,4% и 9,7% соответственно).
— Наш отдел тоже в полной мере выполняет программу демографической безопасности, — с улыбкой замечает Наталья Шруб, — у многих по двое детей, сейчас коллега готовится стать матерью в третий раз.
И все-таки ситуация в области далека от идеальной. Чтобы численность населения Витебщины росла, рождаемость должна существенно превышать смертность. Однако этого нет. За 2014-й мы опустились ниже планки в 1 млн 200 человек, которую удавалось удерживать в последние годы. И такая тенденция сохранится, поскольку сокращается количество женщин фертильного возраста. Сейчас их пополняет поколение тех самых 1990-х, когда из-за сложного политического и экономического положения детей рожали реже. В результате у нас становится все больше пенсионеров и все меньше молодежи. И хотя в ХХI веке было сделано немало для того, чтобы выбраться из демографической ямы, однако до рывка послевоенных лет нам по-прежнему далеко. Те 13 тыс. малышей, которыми мы гордимся, не идут ни в какое сравнение с 33 тыс. детей, появившимися в области на свет в 1949 году. И ведь не сказать, что тогда лучше жилось: страна еще залечивала страшные раны, нанесенные Великой Отечественной. Значит, не в материальном положении дело, не в жилье и благосостоянии. Похоже, нужно что-то менять в нашем сознании…
А пока этого не случилось, общество продолжает стареть. Жителей области в возрасте младше трудоспособного становится все меньше (вместо 19,8%, которые мы имели в 2000 году, на конец 2014-го было 15,5%). В то же время доля лиц пенсионного возраста стремительно увеличивается. Сегодня уже каждый четвертый житель Витебщины — старше трудоспособного возраста, тогда как в 2000 году был еще каждый пятый.
— В дальнейшем диспропорция усилится. Неспроста возникает вопрос об увеличении пенсионного возраста, — комментирует Наталья Шруб.
Несмотря на все усилия удержать молодежь на селе, она активно перебирается в города. Сейчас у нас три четверти жителей — горожане. А численность сельского населения за прошлый год на Витебщине уменьшилась на 7 тысяч человек. Однако особенно притягательной для трудоспособного населения является столица Беларуси, которая благодаря внутренней миграции на протяжении ряда лет остается наиболее молодым регионом страны. Наша область, напротив, считается в этом плане самой старой.
Женщины в среднем живут дольше мужчин. Ожидаемая продолжительность жизни дам в северном регионе в 2014 году составила по предварительным данным 77,7 года, в то время как сильного пола —66,9. Причем эти показатели с 2005 года выросли на 3,2 и 4,8 года соответственно. До 100-летнего рубежа представительницы прекрасной половины человечества тоже доживают чаще: на 1 января 2015-го на Витебщине их насчитывалось 79, а мужчин — только 9.
Соотношение полов остается примерно равным. На начало 2015 года в области на тысячу мужчин приходилось 1165 женщин. Что интересно, в городе и на селе ситуация отличается в разных возрастных группах. К примеру, на тысячу городских представителей сильного пола в возрасте 20-29 лет в 2014-м приходилась 1031 дама. А на селе — всего лишь 643. То есть налицо явный дефицит невест для деревенских женихов.
Фото Лилии ИВЧЕНКО