Деревню Загузье Городокского района захлестнули соседские дрязги между коренными сельчанами и дачниками. А виной всему – пчелы. Как примирить соседей и усмирить кусачих насекомых, разбирался корреспондент vitvesti.by с выездом на место.
Витебчанка Валентина Гелясина прислала в редакцию письмо, в котором поделилась своей бедой.
«Два года назад мы с сыном купили домик на берегу красивейшего озера Берново на улице Берновская в деревне Загузье Вировлянского сельсовета, – писала она. – Наслаждались прекрасными видами: зелеными косогорами и холмами, пением птиц и плавающими лебедями на озере. Занимались рыбалкой, разработали небольшой участок земли для огорода. Но на этом наша радость закончилась, поскольку пасека соседей, расположенная рядом с нашим забором, создала много проблем. В минувшем году меня и моего сына покусали соседские агрессивные пчелы. Укус в бровь сын перенес особенно тяжело (он инвалид ІІІ группы). Пол-лица отекло, глаз закрылся, такое состояние длилось неделю, у него аллергия на пчелиный яд, что смертельно опасно для здоровья. Пришлось обращаться к нейрохирургу в областную больницу.
Нашу просьбу перенести пчелиные домики подальше от забора соседи проигнорировали. Тогда мы обратились на «горячую линию» Городокского райисполкома».
После этого размеренная и спокойная жизнь загузских сельчан закончилась. Зачастили в деревню комиссии и проверяющие. Побывали специалисты отдела землеустройства Городокского райисполкома, главный ветеринарный врач района Сергей Зайцев, а председатель Вировлянского сельисполкома Анатолий Авдеев у 88-летней владелицы пасеки Лидии Филипповны Королёвой бывает практически каждый день. Вот и нас сопровождал в Загузье, где кипят соседские страсти вокруг пчел.
– Я сам пчеловод, знаю о насекомых все, – рассказывал по пути Анатолий Владимирович. – После обследования пасеки на подворье Лидии Королёвой заключения ответственных лиц и комиссий сводятся к одному: нарекания Валентины Гелясиной справедливые, пчелы содержатся ненадлежащим образом.
– Сколько помню, у соседей были пчелы, и всегда очень кусачие, – разоткровенничался на автобусной остановке Виктор Иванович, дом которого соседствует с домом Лидии Королёвой. – Когда был жив дядя Лёша, пасека процветала, пчелы были досмотрены. А сейчас сердце кровью обливается, когда вижу на своем дворе в корыте с водой тучи насекомых, утоляющих жажду, тут же, отяжелевшие и обессиленные, они тонут.
По утренней прохладе Лидия Королёва, опираясь на две палочки, обследовала свое большое хозяйство. Пригласила и нас посмотреть пасеку, расположенную в саду.
– Без пчёл не представляю жизни. Когда болят суставы даже лечусь их укусами. На выходные приезжают внуки и правнуки, и ни одна пчела никого за все время не ужалила. Семь лет как не стало мужа, но и последние лет десять хозяин сильно болел, ухаживала за пасекой сама. А теперь это стало обязанностью зятя с дочкой, которые приезжают из Витебска раз в одну-две недели. Никогда не было проблем с соседями из-за пчёл. А сейчас нет того дня, чтобы не навещали проверяющие. Слышу угрозы и оскорбления от сына соседки-дачницы. Моя жизнь превратилась в ад. Неужели я, пожилой человек, не заслуживаю покоя и уважительного к себе отношения? – рассуждала Лидия Филипповна.
По поводу оскорблений в адрес Лидии Королёвой городокские правоохранители начали разбирательство. Нельзя оставлять без реагирования подобные факты.
Тем временем мы оказались рядом с пасекой. Бабушка попросила тише разговаривать, чтобы не взбудоражить пчел, хотя, к удивлению, они вели себя смирно.
– Лёт слабый, потому что пчелиные семьи неразвиты, – заметил по этому поводу Анатолий Авдеев и обратился к Лидии Филипповне: – Сколько рабочих ульев? Десять?
– Девять, – уточнила хозяйка. – Не пережили зимовку пять семей, домики пустовали, но потом то ли свои, то ли чужие четыре роя снова заселили их.
Дочь Лидии Филипповны – Вера Кочанова, до которой мы дозвонились, высказала недоумение по поводу плохого содержания пчел, дескать, кто-кто, а она от отца научилась пчеловодству еще в детстве. Правда, одно – знать, другое – осуществлять постоянный уход за насекомыми. Времени на пчел явно не хватает, помимо пасеки требуют внимания растения в парнике и на грядках. Лидия Филипповна не отрицала, что они не подкармливают пчел ни в безвзяточный период, ни на зиму (оттого и мор высокий) и не поят в жару, ссылаясь на то, что озеро рядом. Но ослабленным насекомым до него еще нужно долететь. Заметили, что загузские окрестности не изобилуют медоносным разнотравьем, где бы пчелы могли собирать нектар, сады отцвели, а летать на большие расстояния могут только сильные семьи.
Представитель местной власти готов был лично проинспектировать ульи и регулярно ухаживать за крылатым хозяйством на добровольных началах, если бы дала согласие Лидия Филипповна. Но она промолчала.
– Плохо, что на этой пасеке лишь собирают мёд, мало заботясь о самих насекомых, – заметил Анатолий Авдеев и обратился к хозяйке: – Вы знаете, что вам необходимо сделать, согласно выданному ветеринарному предписанию?
– Нужно нарастить забор до двух метров, поставить поилки для пчел, – заученно ответила Лидия Филипповна.
Как пояснял главный ветврач Городокского района Сергей Зайцев, это не чья-то прихоть, а норма, прописанная в Ветеринарно-санитарных правилах содержания пчел. Документ устанавливает обязательные для соблюдения юр- и физлицами, в том числе ИП, требования по содержанию, разведению и проведению мероприятий, направленных на обеспечение ветеринарного благополучия пчел. В их числе – подкормка, исключающая пчелиное воровство, роение и слёт роёв, оборудование пасеки поилками с качественной свежей и подсоленной водой.
Что касается размещения пасеки, то санитарно-гигиенические требования на приусадебном участке таковы: ульи с пчелиными семьями можно устанавливать не ближе 20 м до границы участка со стороны улицы и не ближе 10 м – до границы смежного участка. Правда, указанные расстояния могут быть уменьшены: до границы участка со стороны улицы – не ближе 15 м и до границы смежного участка – не ближе 4 м.
В этом смысле пасека Лидии Королёвой на минимальном расстоянии от границы с дачей Валентины Гелясиной, но установленные нормы выдержаны. Можно было пойти навстречу дачникам, но тогда пасека оказалась бы на солнцепёке.
Справедливости ради отметим, что через несколько домов от дачи Валентины Гелясиной и чуть дальше дома Лидии Королёвой еще один сельчанин содержит пасеку. Вот там лёт так лёт! Стоять на дороге небезопасно – каждую секунду проносятся с жужжанием пчелы. И кто знает, чья пчела (они же не помечены) укусила сына Валентины Гелясиной? Но претензии адресованы владелице пасеки, расположенной ближе. Пока спор не перерос в непримиримый конфликт, где нет правых, соседям лучше сесть за стол переговоров и выпить по чашке чая с медом, договориться полюбовно о правилах сосуществования кусачих насекомых и людей. Но кому-то придется сделать первым шаг навстречу. По поводу этой истории в деревне говорят: «Соседи ругаются – пчелы страдают».
Фото Антона Степанищева