Какими уловками пользуются «зайцы», знают ли пассажиры о своих правах и обязанностях и охотно ли они оплачивают проезд, узнала корреспондент «ВВ», примерив на себя роль кондуктора в одном из витебских автобусов.
Если у жителей Минска присутствие в салоне общественного транспорта кондуктора вызывает удивление, то у жителей северной столицы всё наоборот. Витебчане настолько привыкли к сотруднику в синем жилете, что его отсутствие вызывает у некоторых людей стресс. Чего стоят потерянные взгляды пассажиров, осознавших, что нужно покупать билет самостоятельно, а не ждать, пока к тебе подойдут.
А каково кондукторам? Большинство из них, кроме тех, кто выходит во вторую смену, должны быть на рабочем месте уже в 5 утра. Меня, к счастью, миновала эта участь, да и в час пик без опыта работы делать в автобусе нечего. Поэтому обилечивала я пассажиров в обеденное время, когда автобусы не были переполнены людьми.
Главными проводниками в «салонное королевство» для меня стали начальник кондукторской службы и кондуктор ОАО «Витебскоблавтотранс» Иван Варзов и Нина Воробьёва. Под их чутким руководством я обилечивала и проверяла документы у пассажиров автобуса № 19, маршрут которого пролегает от остановки «Орлово-1» до остановки «улица 3-я линия» и обратно, через деревню Сокольники Витебского района. Маршрут популярный, даже в обычное время практически все сидения были заняты.
Надев жилетку с надписью «кондуктор», почувствовала себя, как на космическом корабле. Не то чтобы я когда-то летала в космос, но в тот момент, когда началась работа по обилечиванию пассажиров, я будто отключилась от этого мира. Всё, что меня волновало, – это как успеть продать билет каждому, правильно дать сдачу, удержаться на ногах на поворотах, чтобы не упасть на людей и не уронить деньги.
Кондуктор из меня получился плохой. Если бы рядом не было Нины Воробьёвой, точно бы оказалась в минусе и услышала бы много оправданных обвинений в свой адрес.
Сначала мне было легко: практически все пассажиры заранее приготовили деньги за проезд и многие протягивали монетки без сдачи, но как только в ход пошли купюры, мозг гуманитария долго соображал, сколько нужно дать сдачи и как это сделать, чтобы не отдать всю мелочь. Пару раз я забывала отдать билет, а о том, чтобы запомнить, кого обилетила, а кого нет, не могло быть и речи. Ведь пока я прошлась от начала до конца салона, зашло несколько пассажиров, уследить за которыми я не успела. Но тут помогла типичная фраза: «Все оплатили проезд?», и те пассажиры, которых я не заметила, сами протягивали деньги.
Нужно сказать, что люди реагировали на неопытного кондуктора по-доброму, иногда с юмором. Так, одна бабушка с улыбкой спросила: «Ну, что? Не так легко, как кажется?» Действительно, нелегко, хоть я и старалась улыбаться, но чаще хмурилась, ведь это только кажется, что это просто, а на самом деле нужно быть максимально сконцентрированным.
Еще нюанс. Когда пассажиры показывают удостоверение инвалида, нужно обязательно смотреть группу, которая указана на обратной стороне удостоверения. Потому что такие документы выглядят одинаково, а право на бесплатный проезд имеют дети с инвалидностью до 18 лет и люди с инвалидностью I и II групп. Опытный сотрудник «Витебскоблтранс» всегда переворачивает такое удостоверение, потому что некоторые инвалиды с III группой показывают документ в надежде, что кондуктор окажется менее щепетильным.
«Зайцев» в мою смену не было, да и быть не могло, ведь у моей напарницы стаж работы кондуктором – 25 лет. Люди готовили деньги на проезд заранее, без вопросов показывали проездные билеты и документы, подтверждающие право бесплатного проезда, поэтому, можно сказать, что все пассажиры автобуса № 19 знали свои обязанности и действовали согласно правилам.
Виноват один, отвечают двое
По словам Ивана Варзова, в Витебском автобусном парке работают 140 кондукторов, каждый из них не раз сталкивался с уловками «зайцев» и теперь точно знает, какие просьбы пассажиров следует игнорировать и когда нужно быть предельно внимательным. Если контролер вычислит «зайца», пострадает и кондуктор, который лишится премии. Поэтому каждый пассажир должен понимать, что он ответственен не только за себя, но и ближнего, а оплачивать проезд – это его обязанность, а не кондуктора.
Чаще всего люди пытаются проехать бесплатно на общественном транспорте в час пик. Понятно, что, заходя в переполненный транспорт, многие не могут знать, где именно находится кондуктор, и выбирают ту дверь салона, где меньше людей. Однако некоторые специально идут в противоположную от кондуктора сторону, чтобы он не успел до них добраться.
Вот уловка, которой пользуются отдельные пассажиры, – в начале рабочего дня протягивают для оплаты проезда крупную купюру, так как знают: в это время у кондуктора еще не накопилась нужная сумма для сдачи. Также «зайцы» делают вид, что долго ищут деньги, просят подойти кондуктора попозже, а сами выпрыгивают на следующей остановке. Опытные кондукторы игнорируют такие просьбы, стоят рядом и ждут, пока человек найдет в своем кошельке нужную для оплаты проезда сумму, ведь согласно правилам пассажиры обязаны делать это заранее.
Еще одна распространенная уловка пассажиров, вмещается в два слова: «ой, забыл» – деньги, справку из школы, или купить новый проездной. Несмотря на эти причины, даже если они и правдивые, пассажир обязан произвести оплату проезда.
Остальные уловки, такие как подделка проездного или выглаживание утюгом прокомпостированного билета уже изжили себя.
Вместо эпилога
Устроиться на работу кондуктором несложно, для этого не нужно иметь специального образования и опыта работы. Следует пройти медкомиссию, четырехдневную стажировку с наставником, а дальше – в путь.
Однако такая работа подойдет не каждому, ведь нужно находиться на ногах в течение 8 — 9 часов в качающемся транспорте, уметь общаться с пассажирами, разруливать конфликтные ситуации, быть все время начеку, чтобы вычислить «зайцев», и иметь хорошую стрессоустойчивость.
Фото Александры ХОДЮКОВОЙ.