Автор: . Дата создания:

Во второй половине июня на путепроводе «Полоцкий» в Витебске начнет работу государственная приемочная комиссия – крупнейшая городская стройка близится к завершению. Строители сработали с большим опережением.

По словам директора УКС облисполкома Веньямина Барсука, уже закончены наиболее трудоемкие бетонно-монолитные работы. Впрочем, на стройке по-прежнему многолюдно – здесь трудится около 400 человек и более 70 единиц техники. На съезде на улицу Титова уже уложен асфальт и установлены светофоры, остановочные павильоны, вскоре появится дорожная разметка. Проложены газопровод, электрические сети, завершается прокладка ливневой канализации: дождевая вода с моста будет попадать на насосную станцию, а затем в очистные сооружения. Объездной путь на пересечении улиц Титова и Леонова позволил вновь открыть второй вход на Полоцкий рынок. Строители активно взялись за съезд на улицу Ленинградскую. Здесь протекали грунтовые воды, что, по словам специалистов, замедляло прокладку инженерных сетей. Но сейчас проблема решена. Со следующей недели в тестовом режиме заработает тяговая подстанция, начнется монтаж контактной сети, а к концу июня должна завершиться укладка трамвайных путей.

Большое внимание уделяется декоративному оформлению путепровода – будет установлена иллюминация и подсветка, бетонные ограждения с белорусским орнаментом, по краям – тумбы размером 2,5 на 5 метров с гербом Витебска.

Веньямин Барсук отметил, что изначально на возведение моста отводилось 25 месяцев, но строители фактически укладываются в 20. Это позволяет надеяться, что первый транспорт пройдет там уже летом.

Напомним, что путепровод – одна из ключевых дорожных узлов города, соединяющий улицы Титова и Ленинградская с центральными районами через улицу Космонавтов. Путепровод обеспечивает транспортную связь Витебска в направлении Полоцка, Городка и Санкт-Петербурга. До реконструкции по нему проходили 4 трамвайных маршрута и 15 автобусных, ежедневно курсировало 110 маршруток.  Более 10 лет мост находился в аварийном состоянии. По требованию прокуратуры была проведена проверка, специалисты выяснили, что дальнейшая эксплуатация 65-летнего моста невозможна. Движение транспорта и пешеходов по нему прекратилось 15 ноября 2018 года, и с декабря строители приступили к демонтажу старой конструкцию и возведению новой – длиной более 400 метров (вместе с заездами и съездами) и шириной 45 метров. Многое в проекте заложено на перспективу. Например, тяговая подстанция для электропитания трамваев спроектирована так, что там можно будет установить дополнительное оборудование и пустить по улице Ленинградской троллейбусы. Тротуары на путепроводе делают с расчетом, чтобы под ними можно было проложить дополнительные силовые кабели и связь. Мост будет на 1,5 метра выше старого: под ним в будущем смогут ходить электрички.

Александр КУТЫНКО. 

История витебских виадуков

Завершения строительства Полоцкого виадука является сегодня едва ли не самой заметной стройкой в Витебске, завершения которой с нетерпением ждут его жители. Вероятно, так же, как и их предшественники в начале ХХ века, когда в связи с прокладкой через город железных дорог Динабург (ныне Даугавпилс, Латвия) – Витебск (участок Рига – Орел) в 1866 году и Витебск – Жлобин в 1903-м в Витебске появились эти мостовые сооружения.

«Виадук» – французское слово, происходит от латинских «дорога» и «веду». Так называют сооружение мостового типа над пересечением дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем или железнодорожными путями.

11 (24) июня 1903 года на рассмотрение Витебской городской думы был представлен проект виадука над железной дорогой неподалеку от здания вокзала (сейчас путепровод металлистов). Проект был утвержден. Вторично к нему дума вернулась 15 (28) октября с подачи Управления железных дорог России. Возможно, это было связано с контролем строительства. Работы шли достаточно быстро, ибо уже 5 (18) ноября того же года члены городской управы осмотрели объект. Название он получил от располагавшихся неподалеку Елагских улиц, а они в свою очередь – от фамилии владельца участка земли в этом районе. Новый путепровод дал возможность постоянного, безостановочного при движении поездов прохождения людей, автомобилей и гужевого транспорта из одного городского района в другой.

Удалось найти несколько примеров того, как местные власти уделяли состоянию виадука самое пристальное внимание. Однажды речь зашла о находящейся неподалеку частной бане, из-за которой у наружного склона путепровода образовалась канава с водой. Владелице заведения в приказном порядке пришлось срочно заняться устройством стока в специально отведенное место. Чуть позже санитарная комиссия городской думы обеспокоилась расчисткой зимой виадука и подходов к нему. Эта обязанность была возложена на руководство местных отделений железных дорог, проходящих через Витебск.

В начале ХХ века были построены Полоцкий и Марковщинский виадуки, тоже в связи с железнодорожным движением. Вопрос о Полоцком городская дума рассматривала 29 октября (12 ноября) 1903 года с подачи управления Риго-Орловской железной дороги. Для строительства этого путепровода необходимо было использовать часть приватного участка. В результате торгов приобрели землю «из площади против нестроевой роты». А 26 ноября (9 декабря) Витебская дума постановила ходатайствовать перед Министерством путей сообщения «о расширении моста на Полоцком виадуке». Было ли это сделано, пока неизвестно.

В тогдашнем пригороде Марковщина железнодорожные пути находились на самом виадуке, а транспорт и пешеходы двигались под ним. Эту дореволюционную диковинку изобразил на одной из своих живописных работ знаменитый витебский художник Юрий Пэн.

Во время Великой Отечественной войны все три виадука были разрушены. 27 апреля 1946 года исполком Витебского горсовета депутатов трудящихся принял решение: «Считать необходимым восстановление виадуков Елагского и Полоцкого и строительство пешеходного моста через полотно в конце Гончарной улицы. Просить Министерство путей сообщения СССР о форсированном восстановлении виадуков и пешеходного моста в первую очередь в 1946 году». Документы, свидетельствующие о том, как это происходило, еще предстоит найти.

Аркадий ПОДЛИПСКИЙ, Витебск.

Фото Дмитрия ОСИПОВА.