Автор: . Дата создания:

«Стойкими оловянными солдатиками» назвала себя и своих современников витебчанка Светлана Дорожкина — типичная представительница поколения, стоически выдержавшего все трудности и невзгоды послевоенного становления. Ее судьба схожа с судьбами многих витебчан, сумевших выбиться в люди, обзавестись большими семьями и наперекор всему быть счастливыми.

Звезд с неба не хватала, но…

– В витебской СШ №10, где училась, большого рвения в учебе не проявляла, а вот в спорте – да, – делится наша героиня. – Это когда вышла замуж и родила двух детей, спохватилась, заочно окончила техникум, получила специальность «Техник-технолог электронной промышленности». А в школе, несмотря на свой невысокий рост, с шестого класса посещала секцию волейбола, а затем вошла в состав сборной волейбольной команды области. Объездили с соревнованиями все города республики. Из-за спорта пропустила даже собственный выпускной – в тот день были очередные ответственные состязания. Новенькое, сшитое матерью, платьице из ситца в мелкий горошек пригодилось чуть позже, когда в 19 лет выскочила замуж. По большой любви, хочу заметить. Из родительской квартиры без всяких удобств перекочевала в барак к мужу, который жил вместе с мамой. В комнате размером в девять квадратов стали жить втроем, а через год появился и первенец. Как на крохотной площади умещались кровать, стол, люлька, небольшой шкаф, разделяющий нашу территорию от материнской, сейчас трудно представить. Готовили на примусе в коридоре. Тогда расхожая фраза «С милым рай и в шалаше» не была пустой, оно так и было. Пять лет прожили в стесненных условиях, не разругалась со свекровью в пух и прах, наоборот, она помогала как могла. Ее судьбе не позавидуешь. Замужем побыла пару лет, а потом грянула война. Отправила мужа воевать, больше его не видела и ничего о нем не слышала: на полях сражений он пропал без вести. Попытки прояснить что-либо не дали результатов. Так вдовой и прожила до глубокой старости.

Любой труд — в почете

Отец Светланы, бывший фронтовик-танкист, в таком духе воспитывал и дочь. «Не хочешь учиться – иди трудиться», – говорил любимице, росшей в окружении мужчин – отца и двух братьев.

– Нас отец не заставлял что-то делать против желания, хотя мы росли послушными и трудолюбивыми, – вспоминает Светлана Константиновна. – Жили бедно, какое-то подспорье приносило отцовское увлечение, он был заядлым охотником и рыбаком. Братья спешили вслед. И я не отставала, хватала удочку и айда за ними. Частенько вечерами все вместе пели и играли на разных музыкальных инструментах. На трофейном баяне я без чьей-либо помощи сносно научилась играть – обладаю хорошим слухом. При этом семья ютилась в небольшой квартире двухэтажного дома без всяких удобств на ул. Гагарина. Семейная традиция – собираться вместе – прижилась и в моей собственной семье. Общие интересы очень сближают и объединяют.

Как семья погибшего фронтовика свекровь с семьей сына дважды улучшала свои жилищные условия. Сначала получили трехкомнатную квартиру-«распашонку» (две комнаты соединены одной общей) на улице Герцена, а затем и полноценную трехкомнатную в одном из спальных районов, когда появился второй ребенок в семье.

Любовь есть!

Светлана Константиновна признается, что трудностей в жизни хватало, но она была и счастлива, и любима, состоялась как мать и бабушка, у которой две взрослые внучки. Не было никогда стыдно ни за себя, ни за детей. Трудилась на разных предприятиях, перед пенсией – на «Белвесте». Работа на конвейере очень ответственная, требовала концентрации внимания, конечно, уставала. Но куда все девалось, когда в выходные всей семьей намечали выезд на озеро Лосвидо! Это была отдушина для нее и детей. Муж послушно подчинялся воле большинства.

– Я рада, что привила детям любовь к природе и рыбалке в частности, – делится Светлана Константиновна. – Когда Инночке было лет десять, она брала удочку и спешила на речку, благо Двина рядом. Умопомрачительное зрелище: идет девочка, а за ней, не отставая, спешит уточка. Это была ее любимица, которую она растила и холила. Было еще смешнее, когда возвращались назад. Уточка, наевшись маленьких рыбок, еле семенила, брюшком цепляя землю. Когда птица подросла, мы вынуждены были отдать ее знакомым, у которых имелся частный дом. Но живность с той поры в квартире всегда. Сейчас у меня два карликовых пинчера.

Когда мечтаешьо рыбалке…

Говорят, нам дается столько испытаний, сколько мы можем выдержать. Тот год для Светланы Константиновны был особенно сложным. От сердечного приступа в 67 лет умер муж. Как сидел в кресле, так и осунулся на глазах у жены. Не прошло и недели после похорон, как новая беда постучалась в дверь: умерла мать, за которой денно и нощно ухаживала преданная дочь.

Однажды Светлана Константиновна попросила соседа по даче приобщить ее к рыбалке, научить всем премудростям нехитрого дела. Она всегда этим  увлекалась, но постоянно что-то мешало. А здесь как бы раздвинулись границы во времени, пространстве, новой реальности. Хобби захватило так, что не проходит и недели без поездки на какое-нибудь озеро, чаще всего вблизи населенного пункта Ходцы на Сенненщине. Компанию частенько составляет сын Александр.

– Думаете, мне улов важен? Сам процесс! – увлеченно говорит 75-летняя рыбачка. – Рыбалка спасла меня от хандры и бессмысленного времяпрепровождения на пенсии. А теперь моя жизнь наполнена красками и живым интересом к природе. Даже стихи стала писать:

«…А  ты мечтаешь о рыбалке,

И не берут тебя года.

Взгляни: какая там природа!

Костер, палатка, комары, уха…

Что к этому можно добавить? Живите по совести, умейте любить и прощать, как умеет это делать наша героиня. И мечтайте. Рано или поздно ваши мечты станут реальностью.

Фото Елены БАШУН.