Автор: . Дата создания:

Женщины за рулем автомобиля –привычная картина. Но женщина – водитель автобуса еще вызывает удивление. Развенчаем стереотипы и доказываем, что в ранее только «мужской» профессии сейчас могут работать и женщины.

В Витебском автобусном парке №1 водят автобусы только две женщины: Ирина Леонова и Ольга Астафьева. Они разные, у каждой из них свой путь в профессию, но главное, что их объединяет, – любовь к работе.

Ирина с детства любила автомобили, но свою судьбу связывать с вождением не собиралась. Сначала окончила колледж по специальности модельер-конструктор, потом ВГУ, где защитила магистерскую на художественно-графическом факультете. Поработав по специальности, поняла, что это не ее.

– Наверное,просто искала себя все это время, – рассказывает Ирина, – сначала хотела пойти работать водителем такси, но увидела объявление о наборе преподавателей в автошколу – прошла собеседование и начала обучать людей.Права я получила еще в 2014 году, а на категории D,С, Eсдавала в автошколе, в которой работала.

Однажды однокурсница сообщила Ирине, что хочет трудоустроиться в автобусный парк.

– Я сказала, что пойду с ней. Думала попробовать: получится – значит получится, а нет, так нет. Именно с таким настроением шла устраиваться на новое место.И вот полтора года как водитель автобуса, очень люблю свою работу.

А вот Ольга решила продолжить трудовую династию. Отец, два брата, муж и другие родственники, в том числе женщины – все водители.

– Сколько себя помню, всегда любила автомобили,не только ездить, но и разбирать их. Первый раз села за руль в 5 лет, причем за руль грузовика. Всегда знала, что буду водить, – признается она.

Сначала Ольга работала 2 года в такси и являлась лидером компании.

 – Однажды ехала по городу и увидела женщину за рулем автобуса. И мне так захотелось быть на ее месте! Загорелась этой идеейи в течение недели записалась в автошколу, чтобы как можно быстрее получить нужные для вождения автобуса категории, – рассказывает Ольга Астафьева.

После учебы она устроилась в автопарк.

– Полгода тут работаю. Мне очень нравится, – говорит женщина-водитель.

– Как отнеслись близкие к вашему выбору?

Ирина – Все знакомые и друзья нормально реагируют, не особо удивляются. Помню, мама была просто в шоке: «Ты же девочка, рисовать любишь и преподавателем работаешь, какой водитель?!».

Ольга – Все были довольны, особенно дети. У меня четверо детей, и для них мама за рулем автобуса – это просто сказка.Иногда просятся со мной покататься. Младшая 5-летняя дочь, вообще сказала: «Мама, когда я вырасту, буду такой же, как ты – водителем».

– А как реагируют пассажиры? Были ли забавные ситуации?

Ольга и Ирина смеются, и в унисон: – Постоянно!

Ирина – Раньше на телефон снимали, кто-то пальцем показывал или, наоборот, вверх большой палец поднимают и сигналят. Бывает, что человек заходит, нервно сжимает билетик в руках и спрашивает: «А выуверенно водите?», «У вас большой стаж вождения?», «А кто водитель?». Когда была стажером, один раз спросили, есть ли у меня права.

Ольга соглашается и добавляет –Иногда заходят в автобус и говорят с изумлением: «Ой, женщина!». У меня был случай, когда пассажир отказался со мной ехать, я тогда стажировалась. Мой наставник вел автобус, а потом сказал сесть за руль мне. И женщина с ребенком очень испугалась, начала просить выпустить. Помню, как пассажиры ее успокаивали, говорили, что все будет хорошо,что у меня есть документы и я умею водить. Но она ни в какую, говорила: «Откройте дверь, я не камикадзе, выпустите меня».

– Есть ли разница в вождении у мужчин и женщин?

Ольга –Конечно же, есть. Часто слышала от пассажиров и когда в такси работала, что женщины аккуратнее ездят. Сегодня везла людей из Яновичей, зашла бабушка и сказала всем: «С этой девочкой приятно ездить». Думаю, что женщины более ответственно относятся к вождению.

Ирина –В основном да, тоже часто слышу об этом от пассажиров: «Хорошо, что эта девочка – не будет дергать автобус и ругаться».

– Что бы вы хотели сказать участникам дорожного движения, в особенности пассажирам?

Ирина – Все водители автобуса несут ответственность за пассажиров и технику. Чтобы избежать аварийных ситуаций, водители автобусов всегда держат безопасную дистанцию между транспортными средствами, а в это пространство очень любят перестраиваться легковые машины. Таким образом расстояния для торможения становится еще меньше. Даже если тормоза будут идеальны и эффективны, все равно можно не успеть остановить автобус, который весит почти 12 тонн, а пассажиры в салоне могут упасть и получить травмы.

Ольга – Полностью согласна, нас действительно часто подрезают на дорогах. А вот пешеходы любят ходить в слепой зоне. Иногда они пытаются остановить автобус в неположенном месте и бегут прямо под него. Когда мы подъезжаем к остановке, приходится следить за тем, чтобы никто не выбежал под колеса. В таких случаях не получается подъехать вплотную к бордюрам, и бабушкам тяжело поднять сумку или тележку, а ты помочь не можешь. Если люди стоят на бордюре и наклоняются, чтобы что-то увидеть или же просто стоят на краю, мы можем задеть человека зеркалом.

– Возможно, кто-то на вас посмотрит и тоже решит стать водителем автобуса. Что бы вы посоветовали таким людям?

Ольга – Человек должен чувствовать, что вождение – это его призвание. А если ходить на работу лишь бы так, то ничего толкового из этого не получится.

Ирина –Нужно любить водить транспорт. К этому вопросу следует подходить с умом: попробовать и только потом решить. Это серьезная профессия.

– Что, на ваш взгляд, главное в профессии водителя автобусов?

Ирина и Ольга сошлись во мнении:

– Главное – ответственно относиться к своей работе, понимать, что ты отвечаешь за пассажиров, пешеходов, за технику и за участников дорожного движения.

– Станет ли женщин больше в этой профессии?

Ольга –Когда я пришлав такси, то была только пятой женщиной среди водителей. По истечению полугода в такси уже работали порядка 50 прекрасных дам.Если женщины захотят, то их станет больше в любой профессии. 

Фото Алёны КОЛОСОВОЙ.