Автор: . Дата создания:

Каждое утро на витебские улицы выезжают сотни автомобилей. Большие и маленькие, внедорожники и седаны, свеженьких моделей и допотопных марок. Разные, как и люди, сидящие за рулем. Но есть и общие черты. Лично мне, например, особенности вождения витебчан отчетливо бросаются в глаза после долгого отсутствия в городе и поездок по дорогам российской столицы. Так все-таки, как же ездят в Витебске?

Витебский стиль 

Первое ощущение, когда возвращаешься сюда из динамичной и бурлящей Москвы, – погружение в нирвану. Такое чувство, будто бы витебчане дремлют за баранкой. Впечатление это начинает посещать тебя еще на российской части трассы Москва – Минск. Чего греха таить – желающих там погонять хватает. Белорусские же машины в абсолютном большинстве законопослушны. Движутся, как и должно, по правой полосе, выдерживая скоростной режим, что можно только приветствовать.

И после въезда в Витебск характер езды существенно не меняется. Автомобили, как правило, выстраиваются колонной в среднем ряду – так следуют от перекрестка к перекрестку. Благочинно и спокойно. Если в Москве работает каждый квадратный метр дороги, машины динамично занимают свободное пространство, то у нас маневрировать не любят. Скажем, впереди большой перекресток, и, перестроившись на соседнюю полосу, можно легко продвинуться на пять-шесть корпусов почти до самого светофора. Тем не менее в свободную зону устремляются лишь единицы, в основном такси, легковые и маршрутные.

Было бы неверным утверждать, однако, что витебские автомобилисты сплошь флегматики и поборники строжайшего соблюдения скоростного режима. Конечно же, есть и у нас свои резвые седаны и джипы, лихие байкеры. Есть и свои любители выделиться в потоке, устраивающие на дороге опасные маневры. Но все-таки это встречается нечасто.

Нарушители поневоле 

А вот пример, когда нарушают все. На проспекте Фрунзе установлено ограничение – 50 км/час. Еще совсем недавно такой же режим существовал на проспекте Черняховского и улице Ленина. Признаться, ни разу не видел, чтобы предписание соблюдалось. Каюсь, и сам превышал. Почему? Да потому что, во-первых, если водители будут следовать с указанной скоростью, пропускная способность магистрали заметно снизится. И во-вторых, на чем основан установленный лимит? Соображения безопасности? А если двигаться чуть быстрей, скажем, 55 или 60, – начнутся ДТП? Но ведь фактически так и ездят. Однако столкновений и несчастных случаев здесь вряд ли больше, чем везде.

Как не вспомнить в связи с этим курьез из жизни нашего восточного соседа. Лет пять назад подмосковные автоинспекторы из Балашихи выступили, казалось бы, с замечательной инициативой – полностью исключить ДТП и травматизм. Рано поутру патрульные машины занимали все полосы на Нижегородской трассе в сторону Москвы и вплоть до кольцевой автодороги двигались с этой самой скоростью, 50 км/час. Безопасность была действительно идеальной, потому что поток фактически стоял. С первых же минут акции возникали мощные заторы из сотен автомобилей, которые растягивались на десятки километров в область. И так каждый день! Выбиваясь из графика и мучаясь в пробках, граждане законно негодовали. К счастью, подобные эксперименты вскоре были запрещены.

Улица Ленина и проспект Черняховского – это, конечно же, не федеральная трасса Москва – Нижний Новгород. Но даже здесь существовавший годами лимит в 50 км/час вызывал нарекания со стороны водителей. К чести нового руководства областного ГАИ, кабинетное предписание было отменено. Тем не менее по всей длине проспекта Фрунзе знаки по-прежнему призывают двигаться со скоростью ниже нормы, установленной в городах. Не пора ли и здесь отказаться от непонятного людям ограничения, которое редко кто соблюдает?

Тише едешь — толще кошелек 

Если учитывать численность населения областного центра и уровень развития дорог, ритм жизни, наконец, то, на мой взгляд, манера езды витебчан вполне адекватна. В подавляющем большинстве водители неплохо подготовлены, неагрессивны. И, что особенно важно, всегда готовы выручить, когда требуется помощь. Не раз убеждался на собственном опыте. Люди останавливались, бескорыстно буксировали мою заглохшую машину домой. Не в обиду будет сказано: господа москвичи, в вашем замечательном городе с этим сложней.

И еще. Насчет дремы за рулем. Думаю, что флегматичность основной массы витебских водителей – вовсе не свойство характера. Насколько я понимаю, объясняется это прежде всего соображениями экономии. Спокойная езда бережет горючее. Да может, оно и к лучшему? Тише едешь – дальше будешь, да полнее кошелек.

Картинки из жизни 

А теперь, наполнив банку медом до краев, поговорим о собственных недостатках. При всей доброжелательности витебчан приходится, однако, сталкиваться с парадоксальной неуступчивостью. Скажем, тебе нужно прямо, а три ряда на перекрестке поворачивают налево. Если по ошибке заехал в эту зону, выбраться крайне сложно. Не пропускают! А если допустивший ошибку еще и водитель-новичок, так не исключено, что ему придется уйти с потоком влево, поневоле отклонившись от курса.

Аналогичная ситуация при выезде из двора на оживленную магистраль. Все прекрасно видят тебя, но невозмутимо следуют мимо. И хотя впереди затор и двигаться, собственно, некуда, редко кто притормозит.

Но вот, наконец, удалось прошмыгнуть на магистраль. Будьте готовы, что приближающийся по соседней полосе автомобиль пролетит впритирку, подчеркивая собственное неудовольствие. Дескать, резко выехал, дружище, создал дискомфорт. Типичные примеры шоферского эгоизма!

А вот еще. Даже если образовался, казалось бы, безопасный разрыв в потоке, не торопитесь разворачиваться! Нередко находятся водители, которые, завидев ваш автомобиль, начинают спуртовать. Дескать, куда ты, разве не видишь, я лечу?

В Москве, кстати, при всей жесткости мегаполиса, уступают дорогу куда охотнее. Достаточно включить указатель поворота – и обязательно пропустят. Вот этой чуткости и предупредительности нам бы побольше!

Оставим за скобками ситуации, присущие обоим городам. Как то: «блондинки» за рулем, опасно рассекающие на скоростных иномарках; горячие парни, устраивающие ралли на дороге; водители, пристраивающиеся на поворот за стоп-линией, объехав очередь. Кстати, в столице России данная уловка уходит в прошлое. Видеокамеры на перекрестках четко фиксируют нарушения. Пренебрег правилами – получи квитанцию.

Для Витебска это пока лишь перспектива, что иных водителей провоцирует нарушать.

Чудеса на площади Свободы 

К примеру, в отличие от Москвы у нас еще встречаются так называемые математики, кто, рассчитав фазы переключения светофора, стартует ровно за несколько секунд до зеленого. Есть, однако, и такие граждане, для которых светофор вообще не указ.

Недавно был свидетелем вопиющей ситуации на площади Свободы. Ничего не подозревавшие граждане двинулись было переходить улицу на зеленый, как вдруг метнулись назад. Наперерез в сторону Смоленского рынка с мощным ревом пронеслась черная BMW. К сожалению, с подобным пренебрежением ПДД в Витебске нет-нет да и приходится сталкиваться. Не верилось только в одно: что подобное возможно здесь, в самом центре города, у поста ГАИ №1!

А вот еще свежий случай, о котором, к сожалению, тоже знаю не понаслышке. Со стороны ратуши на проспект Фрунзе поворачивает серебристый джип. Даже не удосужившись выехать на перекресток, резко метнулся влево, пересек две сплошные и, пролетев вплотную с автостоянкой на противоположной стороне, удалился в сторону медуниверситета. Признаться, даже в сельской местности подобных пируэтов наблюдать не приходилось. Оценить по достоинству такой креативный поворот было некому. Пост №1, как и в первом случае, оказался пуст.

Взглянуть на себя со стороны 

Кстати, подобные вещи в столице России уже давно не проходят безнаказанно. Приучили, наконец, лихачей уважать пешеходов. И не только на регулируемых перекрестках. К примеру, даже там, где нет светофоров, человека, ступившего на зебру, беспрепятственно пропускают. А у нас?

Сколько раз приходилось наблюдать! На тротуаре у перехода ожидает пожилой человек. Мимо, не снижая скорости, пролетают машины. Пешеход явно опасается ступить на проезжую часть. Но вот, наконец, один водитель остановился, и человек пошел, а другой, создавая опасную ситуацию, несется по соседнему ряду, даже не притормаживая. Куда спешим, господа? Неужели, чтобы творить добро, необходимо присутствие инспектора?

К слову, в отличие от Москвы работников ГАИ на наших улицах встречаешь крайне редко. И, честно говоря, меня как водителя это обстоятельство вполне устраивает. Но, когда сталкиваешься с откровенным хамством на дороге, порой невольно возникает обратное желание.

Ни в коей мере не стремился поучать коллег-водителей. Чего греха таить: и сам неидеален. Но взглянуть на себя со стороны любому из нас не мешает. И разговор о том, как мы ездим, согласитесь, давно назрел.

Предвижу вопрос: почему в качестве сравнения избрал именно Москву? Не лучше ли было, скажем, сопоставить нашу практику с ездой, например, в Швейцарии или США, во Франции или Германии? И хотя приходилось колесить за рулем и в этих странах, Россию выбрал сознательно.

Да потому что с россиянами нас объединяет гораздо большее — похожие правила движения, те же дороги, обычаи, нравы, такие же инспекторы ДПС. Есть с чем сравнивать и над чем задуматься.

Фото из архива «Витебских вестей»