Автор: . Дата создания:

Средства массовой информации — это зеркало, отражающее жизнь общества. В последнее время оно часто становится кривым. Некоторые информационные сайты пестрят откровенными фейками о том, что происходит в мире. К сожалению, их воздействие на чувства и сознание людей остается мощным, дезинформация собирает большую аудиторию, что влечет серьезные последствия. На эту тему состоялся разговор с военным комиссаром Витебской области полковником Русланом Шкодиным.

Борьба за умы 

Происходящее сегодня в информационном пространстве называют по-­разному — «медиа-геноцид», «информационный терроризм» и даже «Первая мировая информационная война». Данное противоборство не имеет правил и видимых разрушений. Разнообразие применяемых в ней методов бесконечно, а ключевая опасность состоит в том, что воздействие на отдельного человека может долгое время оставаться незамеченным. Активно в этом направлении работают социальные сети и различные Telegram-­каналы. Блогеры — одни из главных авторов и распространителей фейков. Большинство их направлено на молодежь, которая привыкла в основном к визуальному восприятию сведений.

Фейки о происходящем в Беларуси наиболее широкое распространение получили в августе 2020 года, когда проходили выборы Президента страны. Печально, но тогда наши граждане оказались втянуты в многоплановую гибридную войну. Почему же это произошло?

– Люди поверили фейковым новостям из-­за недостатка знаний, – сказал Руслан Шкодин. – Последние 20 лет мы жили в вакууме спокойствия, мира и стабильности. Кроме этого, большинство белорусов политикой даже не интересовались. В 2020 году на наших граждан массово полились потоки фейков о действующей власти, проведении президентских выборов и событиях после них. Например, многие помнят, как в Telegram-­каналах прошло огромное количество новостей о кровожадности белорусской милиции. И вот те, кто несведущ в данных вопросах, сразу же поверили в данную информацию. В создавшейся критической ситуации эти люди поддались массовому психозу, начали участвовать в акциях протеста, их действия порой выходили за рамки правового поля Беларуси. Часть из них стала сама заниматься распространением фейков.

Благодаря оперативным действиям специалистов и волонтеров большую часть дезинформации удавалось оперативно пресекать и развенчивать. С ней боролись при помощи правдивых фактов, о которых рассказывали населению самым простым и понятным языком. Спустя время люди убедились в том, что нельзя верить всему тому, что пишут и показывают в интернете. И сейчас, когда появляются откровенные фейки об итогах Великой Отечественной войны, вокруг специальной военной операции России в Украине, их наши граждане уже не воспринимают.

Нужна ли цензура? 

Проблема распространения недостоверной информации в интернете обсуждается уже не первый год.

– Остро стоит вопрос о необходимости контроля за публикациями в сети, – сказал Руслан Шкодин. – Другими словами, нужна цензура. Хотя это слово многие не любят. Но ведь сейчас любой человек, который возомнил себя блогером, может распространять самую неправдоподобную точку зрения, и она воспринимается как неоспоримый факт.

О значимой роли цензуры высказался российский политолог, руководитель Рабочей группы Института стран СНГ по противодействию искажению истории Игорь Шишкин. В одной из своих статей он отметил, что система информационной безопасности создавалась на рубеже 1980 — 1990­х годов по западным либеральным лекалам. Тогда государственную цензуру запретили, а на ее место поставили суд. В соответствии с этой «аксиомой» любая информация имеет полное право свободно распространяться, а далее уже суд, и только он, руководствуясь духом и буквой закона, может признать ее социально опасной и покарать автора и издание. Но на практике эта система часто обеспечивает безнаказанное разрушение базовых национальных ценностей.

Вот представьте себе, что школьный учитель начинает рассказывать ученикам абсолютно верные (ни слова лжи!) факты из биографии их родителей: «Такого­-то числа ваша мама прогуляла уроки и без разрешения убежала на дискотеку, такого-­то числа ваш папа подрался…» И представьте себе детишек, которым каждый день рассказывают обо всех прегрешениях (реальных, настоящих прегрешениях) их родителей. Каких детей воспитает такой «учитель»? Как они будут относиться потом к своим родителям?

В масштабах народа, утверждает российский политолог, мы наблюдаем аналогичный «эксперимент» уже много лет. Возьмите фильмы, телевидение, и вы увидите то же самое. Безнаказанно долгое время продолжают выдавать новые «художественные произведения», обливающие помоями отечественную историю.

Государственная цензура не идеальна, но отказ от нее означает передачу контроля над информационными потоками транснациональному капиталу. Тому самому капиталу, который заинтересован в том, чтобы не было государств, не было наций, не было веры в Бога, не было семьи, не было пола у человека… Хотим мы этого?

Ставка — на патриотов 

– Противоборство фейкам и искажению истории должно начинаться с воспитания патриотов в каждой белорусской семье,– отметил Руслан Шкодин. – Мы и раньше этим занимались, но не было экзамена. Им стал 2020 год, который показал, что мы троечники в этом вопросе, а некоторые из нас получили даже кол. Этот экзамен мы сдали благодаря старшим товарищам, которые оказались более дальновидными в данной теме.

Кроме этого, сегодня назрела острая необходимость научить людей критическому мышлению, умению отличать правду от лжи, сопоставлять факты, акцентировал внимание военный комиссар.

— На мой взгляд, нужно ввести в школьную программу предмет или курс, где ребенка будут обучать, как вести себя в информационном пространстве, разъяснять ему, что любую информацию нужно проверять, что обусловлено нынешним временем, – сказал Руслан Шкодин.

Еще нужна пропаганда патриотизма в хорошем смысле этого слова, добавил он. Она уже давно стала неотъ­емлемой частью военных действий, поскольку противники не только сражаются на поле брани, но и ведут борьбу за сердца людей. Во время Великой Отечественной войны пропаганда имела широкое распространение. Мысль о том, что наше дело правое и враг будет разбит, жила в сердце каждого советского человека. Во многом это повлияло на то, что мы одержали победу над фашистами.

Третья Мировая? 

В памяти белорусов Великая Отечественная война навсегда останется главным, величайшим по своему трагизму событием XX века, во многом определившим судьбу всего человечества. И когда в интернет­-пространстве говорят о начале Третьей мировой, у многих возникает паника, люди стараются искать, кто из политиков виноват в данной ситуации и что самим делать дальше.

– Третья мировая идет, она началась со всевозможных гибридных проявлений, – об этом заявил в эфире телеканала ОНТ министр информации Владимир Перцов. Он отметил, что противоборство в новых медиа колоссальное, оно зашкаливает. Это специально подготовленный информационно-­психологическими центрами комплекс мероприятий, где создается определенная повестка, чтобы выработать у населения страны по меньшей мере чувство ущербности, неполноценности самих себя, государства, в котором они живут. Как и было в 1941 году: подготовить, чтобы коллаборанты выходили с хлебом­-солью, под теми же бчб-­флагами встречали оккупантов.

– Как уже говорил глава государства, нет горячей фазы войны. Но сегодня один из ее элементов мы наблюдаем в Украине и Сирии, – добавил Руслан Шкодин. – Пока Третья мировая война идет в информационной плоскости. Но, как известно, от искры может разгореться большой пожар. В настоящее время предпосылок прямой агрессии против Беларуси нет. Но определенную озабоченность вызывает расположение вблизи границ нашей страны войск НАТО, которых раньше не было. Причем их численность увеличивается.

Вооруженные Силы Республики Беларусь находятся в боевой готовности, добавил военный комиссар. Те задачи, которые перед ними стоят как в мирное, так и военное время, они готовы выполнять и корректируют свою деятельность, исходя из того, что происходит в соседних государствах. Это адекватные меры. Перерастет ли информационная война в вооруженный конфликт, зависит от каждого белоруса. События 2020 года послужили нам уроком, но самоуспокаиваться нельзя. Необходимо и дальше предпринимать все меры, которые помогут сохранить мир на нашей земле.