Автор: . Дата создания:

«Задача нашего воспитания сводится к вере в большие возможности личности и опоре на творческие силы ребенка», – в свое время утверждал советский педагог-новатор Антон Макаренко, автор широко известной не только среди учителей «Педагогической поэмы». Некоторые из принципов его методики живы до сих пор, а вот иные претерпели изменения. Как сейчас принято воспитывать детей и на чем делают акцент родители и педагоги? 

Вернуть в реальность 

Такова главная задача педагогов, обучающих и воспитывающих поколение Z. Ребятишки, выросшие в эпоху гаджетов, уже не представляют себя без этих, казалось бы, полезных устройств, которые, тем не менее, часто становятся камнем преткновения для родителей и учителей.

Дома мамы с папами находят способы, вплоть до авторитарного запрета, как ограничить время пребывания ребенка в виртуальной среде. А вот школе в этом плане приходится быть более изворотливой: знающие свои права (но, к слову, часто забывающие об обязанностях) школьники козыряют ими направо и налево, потому педагогу просто изъять смартфоны у учеников уже не получится.

– Надо не запрещать, а предлагать интересную альтернативу, – считает заместитель директора по воспитательной работе СШ №15 в микрорайоне Руба Наталья Ходюш. – В нашей школе мы вовлекаем мальчиков и девочек в творчество, поощряем их инициативу, и через активное участие в общественно полезной деятельности воспитываем в них самостоятельных, креативных, думающих людей. Им интереснее быть в реальном мире, чем тонуть в сети.

Случается, что мальчики и девочки не сильны в каком-то из предметов и наука дается им непросто, но зато у них талант в хореографии, вокальном искусстве, рисовании, фотографии. Каждую искорку творчества педагоги школы замечают и помогают ей разгореться в огонь таланта.

Порой успехи в искусстве становятся для школьников стимулом подтянуться в учебе. Улучшение отметок даже на балл – уже большое достижение для тех, кто ранее не был в лидерах по успеваемости.

Идейные, шаг вперед! 

– Дети ценят, когда от их идей не отмахиваются, – отмечает Наталья Владимировна. – Они знают, что мой кабинет всегда открыт и я готова выслушать любое предложение.

Так, инициатива десятиклассников в 2016 году провести в школе аналог телевизионного танцевального соревнования вылилась в долгоиграющий проект «Танцуй ради жизни». Пропаганда здорового образа жизни, отказ от вредных привычек, возможность выразить себя, через пластику и грацию передать зрителям свои эмоции – таков посыл этой обучающей волонтерской программы, с которой ребята стали победителями в городском конкурсе БРСМ «Волонтер года».

«Кирпичики счастья» – так называется еще один проект, благодаря которому сердца школьников не черствеют: мальчики и девочки собирают продукты для Витебского приюта для бездомных животных. Свое название инициатива получила из-за коробок с овсяной крупой, которые похожи на строительный материал и которые ребята собирают на корм собакам и кошкам – более 500 килограммов! Жаль только, говорят дети, что из них не построишь настоящий дом для каждого питомца, еще не нашедшего своего друга-человека.

Вера в детей, их потенциал дают им силы и энергию творить и созидать, убеждена Наталья Ходюш. Как раньше, так и сейчас успех коллектива зависит от усилия каждого. На это и нацеливают педагоги своих подопечных.

Духовное обогащение 

Рядом со школой находится храм святого великомученика-целителя Пантелеимона. Его настоятель отец Александр Ковалёв – частый гость у ребят. Он преподносит детям библейские истины простым языком. Причем умеет достучаться до умов и душ как младших, так и старших школьников.

Больше всего он ратует за традиционные семейные ценности, старается объяснить подрастающему поколению роли отца, матери, детей с точки зрения православия. Уважение к старшим, любовь, следование заповедям божьим – все это остается незыблемым, считает он и на каждой встрече делает на этом акцент.

Воспитание на библейских сюжетах помогает сегодняшним тинейджерам, юношам и девушкам переосмыслить «модные» тенденции в поведении и отношениях, понять, что зарубежные течения и законы относительно брака и семьи нужно воспринимать критически, не копировать их бездумно. Отец Александр лишь дает им информацию, а окончательное суждение оставляет за свободной волей каждого. И дети чувствуют свою ответственность в принятии важного жизненного решения.

Впрочем, часто для них значимым является пример родителей. Поэтому священнослужитель всегда рад помочь добрым словом любому жителю микрорайона.

Родительские университеты 

Одних усилий педагогов и творческих идей ребят недостаточно, важными звеньями в процессе воспитания являются любовь родителей и взаимопонимание в семье. Именно поэтому педагоги школы сотрудничают не только с учениками, но и с их мамами и папами. Родительские университеты – пусть и не ноу-хау, но поставленная на прочные рельсы форма работы со старшим поколением.

– Обычно мы приглашали родителей в школу, проводили для них встречи с психологом, педагогами, священником, – рассказывает Наталья Ходюш. – Но в связи с эпидемиологической обстановкой перевели консультации и встречи в онлайн-режим, на сайте и форуме школы размещаем полезную информацию. И каждый родитель может ознакомиться с ними, пройти тесты, заполнить анкеты, задать вопрос специалисту.

Действенные ли это методы? Помогают ли наладить взаимопонимание в семье?

– Да, мы это видим, и сами родители на словах и в благодарственных письмах выражают нам признательность, – подчеркивает замдиректора. – Многие из них далеки от педагогики и психологии, а наша задача – помочь, не вмешиваясь в мир семьи, направить, дать совет, подсказать выход их конфликтной ситуации. И как следствие, мальчики и девочки лучше контактируют со сверстниками, учителями.

Дети чувствуют! 

А как на процесс воспитания смотрят современные мамы и папы? Умеют ли влиять на своих детей без пресловутого ремня и эмоционального шантажа? Не растет ли пропасть между родителями и их сыновьями и дочерьми?

– Вспомнилось много всего интересного, я словно на машине времени отправилась на много лет назад, – замечает мама со стажем Оксана Яскина, которую я попросила сравнить, как она воспитывала старшего сына Руслана, которому уже 26, и дочь – шестиклассницу Милу. – Если взять раннее детство, то в тот период самым главным для моих детей были любовь и много-много обнимашек. Детям они нужны, даже если – и особенно тогда! – у них плохое настроение. Они чувствуют, что ты через объятья передаешь им свое утешение, заботу, порой это заменяет десяток слов.

Для Оксаны было важно научить детей говорить правду, какой бы горькой они ни была. Плохая оценка, драка со сверстником, потерянные деньги или гаджет – обо всем нужно без утайки сообщать маме. Каждую проблему решают сообща.

– Когда я вижу, что у кого-то из детей подавленное эмоциональное состояние, могу разрешить им остаться дома и не пойти в школу, – говорит женщина. – Но отработать пропущенные уроки нужно обязательно, Мила в таком случае еще ответственнее выполнит домашнее задание.

Важно, считает Оксана, оставлять минимум свободного времени, загружать ребенка интересными делами.

– Сын занимался спортом (увлекался большим теннисом, хоккеем, дольше всего посещал секцию шорт-трека), танцевал, пел, ходил в школу искусств «Маладик». У Милы с трех лет – три кружка, в том числе художественная школа, – рассказывает моя собеседница. – Кружки – для общего развития, уже потом, когда дети подрастают, они выбирают то, что им больше по душе. Дочери, например, нравится везде, и она все успевает. Единственное, за что себя корит Оксана, – нестрогое отношение к школьным оценкам. Правда, здесь Руслан и Мила не давали и не дают повода для недовольства. Если в их дневниках появлялись низкие отметки, то они старались как можно скорее исправить их на хорошие.

– Учу детей быть самостоятельными и отзывчивыми, – акцентирует внимание Оксана. – Отвечать за свои поступки, делать добро там, где это возможно, быть Человеком с большой буквы. Если вдруг появляется проблема или спорный вопрос, они всегда могут прийти ко мне за советом.

Пример заразителен 

В такой важной теме не могу не поделиться собственными наблюдениями. Моей дочери 12 лет – непростой возраст для ребенка и меня. И чем взрослее она становится, тем больше перенимает мои привычки, словечки и ужимки. Сдерживать себя в некоторых моментах очень сложно. Например, недомытая посуда, не убранная в шкаф одежда, оставленные на рабочем столе письменные и художественные принадлежности – все это в очередной раз может вывести из себя. Досада и обида выплескивается в претензиях на повышенных тонах. А потом долго преследует горький привкус испорченного нам обеим настроения.

Поэтому все сильнее убеждаюсь, что воспитание ребенка нужно начинать с себя. Как ты будешь вести себя по отношению к сыну или дочери, окружающим, какие мысли высказывать вслух, таким будет и твое чадо. Так что прежде чем восклицать: «И в кого ты такая уродилась?», я считаю до двадцати, обнимаю мою уже не маленькую и порой ершистую дочь, целую в макушку и иду пить свою валерьянку.

Фото из архива СШ №15.